Новости клуба

Наше досье
Федор Павлович Победушкин родился 18 апреля 1911 года в городе Москве.
Воспитанник столичного футбола. Вратарь. Выступал за московские команды ЗИС, «Торпедо», «Буревестник». В горьковском «Торпедо» (1939 - 1946 гг.). Провел за автозаводский клуб в первенствах СССР около 40 игр (здесь надо отметить, что в те сезоны в первенствах страны проводилось очень мало матчей).
Победушкин - сильнейший страж ворот города Горького в довоенное время. Отличался прыгучестью, смело играл на выходах. Горьковским любителям футбола той поры импонировала фамилия столичного вратаря. Они говорили: «Победушкин значит победа!».
Мы вспомним только один матч с участием Федора Победушкина. Он состоялся в военном Ленинграде. В рамках 1/8 финала Кубка ВЦСПС горьковские торпедовцы обыграли местный «Зенит».
ЗЕНИТ (Ленинград) - ТОРПЕДО (Горький) - 1:3 (0:0)
23 июля 1944 года. Ленинград. Стадион «Динамо».
«Торпедо»: Победушкин, Остроушко, Коровин, Дунаев, Носков, К. Сучков, А. Салаков, Панфилов, Дроздов, Дубров, Г. Салаков.
Голы: 0:1 - В. Панфилов (58), 0:2 - В. Дроздов (60), 0:3 - В. Дроздов (80, с пенальти), 1:3 - А. Пшеничный (85).
На 76 минуте В. Бодров («Зенит») не реализовал пенальти (вратарь).
Свидетелем этого военного матча на ленинградском стадионе «Динамо» был и известный горьковский футбольный арбитр Иван Васильевич Баринов, в ту пору моряк-подводник. Вот его воспоминания:
- Я служил на подлодке серии «К». Это была океанская субмарина, для нее Балтика была мала. В блокаду мы были, как электростанция, своими дизель-генераторами давали ток оборонному предприятию. Только когда Ленинград деблокировали и немцев погнали на запад, мы начали по-настоящему воевать.
Перед матчем «Торпедо» с «Зенитом» мы только вернулись из удачного похода - потопили крупный немецкий транспорт. Меня послали на стадион «Динамо» получить какой-то спортивный инвентарь для нашей подплавовской футбольной команды, которую мы организовали еще 1943 году. Смотрю на поле, а там тренировку проводит наше горьковское «Торпедо». Глазам своим не поверил. С некоторыми футболистами я был знаком. Подбежал к кромке поля, но ребята вначале не узнали меня. Снимаю бескозырку, кричу: «Салаковы, Витя (Дроздов - авт.), Иван (Коровин - авт.), Костя (Сучков - авт.)! Это я, Иван Баринов».
Окружили они меня, стали спрашивать, что, да как? Ну, рассказал вкратце о себе. Спрашиваю: «А вы какими судьбами здесь очутились?». Ведь ни афиш, ни каких-то объявлений не было. Торпедовцы мне: «Завтра с «Зенитом» на Кубок ВЦСПС играем, приходи». Легко сказать, приходи, время-то военное. Но все-таки решил попробовать получить увольнительную. Рассказал о предстоящем матче моих земляков нашему старпому. Тот мужик был хороший, дал увольнительную не только мне, но и моим товарищам, свободным от вахты и пожелавшим идти на футбол.
Этот футбольный матч в военном Ленинграде запомнился мне на всю жизнь. Обстановка на стадионе была непривычная для мирного времени. Два зенитных орудия, несмотря на дождь и низкую облачность - погодные условия, неблагоприятные для вражеской авиации, уставили свои стволы в небо. Около них расчеты в касках, готовые в любую минуту вступить в бой по отражению атаки с воздуха. Играли днем, но зрителей для такого времени собралось предостаточно. Гражданские - мужчины, женщины и дети, военные - флотские и армейские, группа выздоравливающих раненых из близлежащего госпиталя. И мы - десяток моряков-подводников. Все болеют, естественно, за «Зенит». Только мои друзья, решившие поддержать вместе со мной горьковскую команду, за «Торпедо».
Матч получился на редкость интересным и напряженным. В первом тайме доминировал «Зенит». Но здорово играл наш вратарь Федор Победушкин и центр обороны Иван Коровин, да и остальные ребята бились, как черти. В перерыве матча в полку болельщиков «Торпедо» прибыло, к нам перешли раненые бойцы. А почин сделал сибиряк-танкист, решивший поддержать команду города, где он в 1942-м получал танки. Во втором тайме уже все военные поддерживали горьковское «Торпедо». А после финального свистка люди бросились на поле благодарить торпедовцев за отличную игру.
Уже после войны я в Горьком встретил друга, которого в конце 1942 года после тяжелого ранения, как тогда говорили, подчистую комиссовали из армии. Оклемавшись, он летом 1943 года пошел на стадион «Водник», на футбол. Игра ему понравилась. Он не ожидал, что в это трудное время в Горьком команды играют в такой футбол. После игры решил зайти к торпедовцам в раздевалку, друзья в команде у нас были общие, а там… почти вся команда на полу лежит, прийти в себя не может. Голодные же, работают на заводе до изнеможения, сил мало. Заходить в раздевалку не стал. А потом не один день думал, каким же человеком надо быть, чтобы так истязать себя ради победы не в матче, а над общим врагом - фашизмом. Футбол ведь в те годы для нас был лучом света в кромешной тьме, верой в будущую светлую и мирную жизнь.