Новости клуба

07.10.2018 | История
Владимир ХЛЮСТОВ: Футбол - он навсегда
Владимир ХЛЮСТОВ: Футбол - он навсегда
В конце сентября отметил свой 60-летний юбилей известный в прошлом футболист горьковских клубов «Волга» и «Локомотив» Владимир Хлюстов. По окончании игровой карьеры Владимир Николаевич проявил себя на тренерском поприще и по сей день не расстается с футболом, работая в ДЮСШ «Радий». Интервью с юбиляром мы предлагаем сегодня вашему вниманию.

Наше досье

Владимир Николаевич ХЛЮСТОВ. Родился 28 сентября 1958 года. Воспитанник сормовского футбола. Выступал на позициях защитника и полузащитника за горьковские клубы "Волга" и "Локомотив". Забил 1 гол в составе "волжан".
На любительском уровне выступал за «Полет» (Горький), «Радий» (Горький), «Энергетик» (Урень), «Динамо-ГАИ» (Нижний Новгород).
Тренировал женскую команду «Волна» (Нижний Новгород), мужские коллективы - «Алнас» (Альметьевск), «Химик» (Дзержинск), «Газовик» (Оренбург). В сезоне-2010 был главным тренером «Волги-Д» (Нижний Новгород).
Ныне - тренер ДЮСШ «Радий» (Нижний Новгород).

В первом же матче за «Волгу» забил гол!

- Владимир Николаевич, откуда вы родом, как пришли в футбол?

- Родился и вырос я в Сормове. Футбол был любимой игрой детворы в 60-70-е годы ХХ века. Так что вопросов, чем заняться после уроков, у меня не возникало. Тем более что стадион «Труд» был рядом с домом. В девять лет пошел записываться в сормовскую футбольную секцию, куда был прямо-таки сумасшедший отбор. Сто двадцать мальчишек пришли на просмотр! Так что в команду меня взяли даже не с первого раза (улыбается). Но я упорный, через две недели повторил попытку, и она оказалась успешной.

- Кто ваши первые тренеры?

- Первый тренер - Вячеслав Алексеевич Нефедов. Потом нашу команду принял Альберт Викторович Елизаров. А вскоре великолепный человек и футболист Анатолий Вячеславович Лунин завершил карьеру, перешел на тренерскую работу и тренировал нас вплоть до выпуска. С Луниным мы добились больших успехов по юношам. Неоднократно становились чемпионами и обладателями Кубка города, заняли четвертое место в финале первенства России, хотя по игре никому не уступали.

- А как состоялся переход из юношеского во взрослый футбол?

- После восьмого класса я поступил в пятое ПТУ. В то время Семен Наумович Шапиро как раз возглавлял футбольную сборную области, которая участвовала в соревнованиях общества «Трудовые резервы». Все три года я был в ее составе. Команда в конце обучения подобралась очень приличная: Гена Слепенков, Саня Минаев, Ваня Фомичев, Женя Малышев, Саша Чибышев, Володя Костюнькин…

Мы дошли до всероссийского финала, который проходил в Ставрополе, где попали под жесткий судейский прессинг. В матче с Челябинском судьи нас за центр поля не выпускали, дело даже до драки дошло. В итоге в финальном поединке Москва одолела Ставрополь, Челябинск стал третьим, а мы - четвертыми. Но при этом из Ставрополя в российскую сборную «Трудовых резервов» пригласили только одного футболиста, из Челябинска - двух, а из нашей команды - шестерых!

В составе сборной РСФСР я стал чемпионом Советского Союза по «Трудовым резервам». За эту победу мне был присвоен первый мужской разряд по футболу.

- Вы в 17 лет дебютировали в составе горьковской «Волги». Расскажите, как это было?

- Тогдашний наставник «Волги» Валерий Федорович Калугин пришел к нам на тренировку и сказал, чтобы я и Володя Синицын готовились к игре за команду мастеров. На дворе был конец октября 1975 года. После первого тайма «Волга» выигрывала у ижевского «Зенита» со счетом 3:0, и мы с Синицыным вышли на поле после перерыва. Я тогда заменил Вячеслава Мельникова - это был его последний матч за «Волгу».

Дебют для меня выдался удачным. Я получил мяч в центре, мы сыграли в «стенку» с Луневым. Джон был футболист от бога. Он отдал мне в касание мяч, я оказался перед штрафной и метров с восемнадцати обводящим ударом не оставил шансов вратарю ижевчан. Красиво все получилось, динамично. В том матче мы, кстати, выиграли у «Зенита» со счетом 4:2.

- Почему же вам удалось пробиться в состав «Волги» лишь в 1980 году?

- В 1976-м я получил серьезную травму, но оперировать колено не стал. Боялся, что попаду к какому-нибудь коновалу и совсем закончу с футболом. Потом меня, Сашу Минаева и Гену Слепенкова взяли на сборы с «Волгой». В одной из контрольных встреч меня толкнули в спину, я усугубил травму, и месяца три мне пришлось лечиться.

А потом меня призвали в армию. Начал службу в Коврове. Поехал играть за местную дивизию на первенство МВО, меня приметили, и я переехал в подмосковный Наро-Фоминск. Стал выступать за сборную Московского военного округа вместе с земляками: Владимиром Синицыным, Николаем Таракановым, Владимиром Надежиным и другими. Так что в армии с футболом не расставался. Да и с ребятами выходил на поле, которые заиграли потом в первой, второй и даже высшей лигах союзного футбола. К примеру, Саша Минаев, с которым мы встретились в Москве (он приехал на товарищескую игру с куйбышевскими «Крыльями Советов») получил приглашение в столичное «Торпедо» и неплохо себя там проявил.

От «Локомотива» до «Энергетика»

- Вы играли за «Волгу» в начале 80-х. Почему в те годы так резко пошли на спад результаты команды?

- Пропал интерес руководства завода «Красное Сормово» к команде. В «Волге» же кардинально поменялся состав, произошло резкое омоложение. Дело дошло до того, что в чемпионате области играли футболисты сильнее, чем в команде мастеров. «Волга» стала занимать последние места - пропал интерес у болельщиков…

В 1984 году горьковскую команду возглавили такие известные специалисты, как Арсен Найденов и Виктор Кирш. Но даже они не нашли взаимопонимания с нашим руководством, так и не доработав сезон до конца. А вскоре «Волгу» расформировали…

- Помимо «Волги», вы выступали за любительские коллективы нашей области. Какой сезон запомнился больше других?

- В начале 80-х я провел сезон за горьковский «Полет», который тренировал Геннадий Андреевич Тюпин. В тот год была какая-то особенная система проведения соревнований. В финальную «пульку» мы вышли только с одним «золотым» очком и в итоге обыграли там всех - даже выксунцев, ставших чемпионами области.

Кстовчане тоже могли стать первыми, даже предлагали нам сдать матч, но мы и их обыграли - 2:0, а сами заняли четвертое место. Несмотря на то, что мы остались без медалей, от этого сезона я получил немало положительных эмоций.

- После расформирования «Волги» вы связали свою судьбу с «Локомотивом»…

- В «Локомотив» меня пригласил Александр Николаевич Щербаков. Сезон отыграли на область, а потом стали готовиться к дебюту в союзном первенстве. Команду неожиданно возглавил Александр Багратович Мирзоян, который вскоре занял место Щербакова, да и у меня с Мирзояном возникли определенные трения. Тогда между кругами мы вместе с Александром Николаевичем написали заявления об уходе. Но потом я побеседовал с Мирзояном и сезон доиграл до конца, хотя в основной состав попадать перестал, и вот почему.

Как-то в кулуарах я высказался в таком духе, что Мирзоян во всем старается копировать Бескова, но с Бесковым и рядом не стоял. А еще сказал, что ашхабадские футболисты, которых привез Александр Багратович, скоро уедут, а отдуваться нам. Так, кстати, и получилось. Ашхабадцы назанимали у всех денег и свалили втихаря. Те мои слова Мирзояну кто-то передал. Естественно, его отношение ко мне стало еще хуже.

Одиннадцать туров мы шли тогда без поражений, а потом состоялся тот злополучный матч в Дзержинске. В дерби «Химик» победил со счетом 1:0, а Витя Боровиков нанес тяжелейшую травму нашему ведущему защитнику Николаю Козину, и тот надолго выбыл из строя. После этого произошел какой-то надлом, и за весь второй круг мы выиграли всего-то два раза, финишировав в итоге на одиннадцатом месте. Но даже когда Коля Козин получил травму в Дзержинске, я не получил место в основном составе. Тренер стал вовсю экспериментировать. Ничем хорошим, как я уже говорил, это не закончилось…

- Как сложилась ваша дальнейшая карьера?

- После ухода из «Локомотива» я стал играть за «Радий». Футбол на Мызе всегда был развит неплохо. И в конце 80-х там была хорошая команда. В Кубке России среди любительских коллективов мы дошли до четвертьфинала. На этой стадии дома уступили Якутску - 0:3, а на ответный матч уже не полетели - не было финансовой возможности.

Ну и просто классный сезон провели в областном чемпионате. Забили 112 мячей, из них более сорока были на счету нашего бомбардира Саши Фролова, ныне покойного. По игре никому не уступали, но стали в итоге вторыми… из-за технического поражения от павловчан в самом начале сезона. Этих двух очков нам и не хватило…

Потом Герман Князев возглавил «Радий», взяв курс на омоложение состава, а мы с Александром Фроловым и Сергеем Петровым поехали поднимать уренский футбол. Братья Лямины тогда вышли на Николая Козина, а он позвонил мне. Я приехал в Урень, предложил в качестве тренера Владимира Рахманкина, ну и наше трио. Нам всем было уже далеко за тридцать, но хотелось еще поиграть. И мы играли так, что народ нас в Урене на руках носил, да и со стороны руководства было очень хорошее отношение.

В первый же сезон в высшей лиге областного чемпионата заняли восьмое место - очень приличный результат для новичка. А на следующий год бригада в Урене собралась еще более серьезная - Алексей Шеметов, Михаил Горенякин. Да и местные ребята были играющие: Дима Субханкулов, Олег Евтушенко, Максим Горышин, Костя Веселов в воротах…

В общем, бились мы за первое место с «Торпедо-Викторией», куда Игорь Егоров к концу сезона даже Игоря Горелова из высшей лиги дозаявил. За два тура до конца сезона все решалось в очной встрече в Урене. Народу на стадионе собралось тысяч пять! Причем нас устраивала и ничья. И вот идет 90-я минута матча. Счет - 2:2. Коля Плохов бьет мимо цели, Веселов прыгает за мячом, и от его рук тот влетает в сетку ворот. Вот из-за этого курьезного гола мы стали в итоге вторыми.

Ну а потом «Энергетик» пошел на повышение, с нами братья Лямины расстались по-доброму, и мы вернулись в Нижний. После этого я еще за «Динамо-ГАИ» поиграл. Алексей Борисович Косицын создал эту команду, и она неизменно была в лидерах областного чемпионата.

Поработал тренером и в ПФЛ, и в ФНЛ

- А как вы стали тренером?

- Мой товарищ Константин Северьянович Галкин окончил Высшую школу тренеров. Ему предложили возглавить альметьевский «Алнас», и Галкин позвал меня с собой. Все шло вроде бы неплохо, но один из руководителей завода, бывший штангист, стал учить Северьяновича, как футболистам на поле играть надо. На этой почве у них произошел конфликт. Полтора сезона мы все же в Альметьевске отработали, а потом Галкина пригласили в челябинский «Зенит». Костя был признан лучшим тренером зоны «Урал-Поволжье». А я стал работать в дзержинском «Химике» вместе с Валерием Васильевичем Корнишиным. Но затем в клубе началась тренерская чехарда, обстановка была, прямо скажем, не самая лучшая, и я принял решение покинуть команду.

- Как ваши пути пересеклись с нижегородской «Волгой»?

- Мне позвонил Владимир Анатольевич Зиновьев. Он отправился тренировать ивановский «Текстильщик», а я полгода работал главным тренером дубля «Волги». Зиновьев мне оставил хорошее наследство: Коля Вдовиченко, Миша Сорочкин, Илья Семин, Миша Костюков, Иван Стрелов, Паша Пашин… Команда была боеспособная. Недаром мы успешно выступили в третьем дивизионе, да и в Кубке МФС «Приволжье» сыграли неплохо, выбив из розыгрыша фаворита - йошкаролинский «Спартак».

Потом в молодежку вернулся Владимир Анатольевич, а я с Константином Галкиным успел поработать в первой лиге - в «Газовике» из Оренбурга. На сборах мы выиграли практически все контрольные матчи, а вот в чемпионате дела у нас пошли ни шатко, ни валко. Всего каких-то двух очков нам не хватило, чтобы не вылететь. Потом оренбургскую команду принял Роберт Евдокимов, сохранив костяк коллектива, созданного Константином Северьяновичем Галкиным и его тренерским штабом.

- Сами на поле продолжаете выходить?

- В 2013 году меня пригласили тренировать детей на «Радии». Леонид Петрович Шадрин передал мне команду 2003 года рождения. Так что регулярно двигаюсь с ребятами. Да и баталии ветеранов на «Радии» по воскресеньям никто не отменял. Может, состав ветеранских команд помолодел, но я и в 60 лет чувствую себя на футбольном поле как рыба в воде. Как давал пас на 40 метров, так и даю (улыбается).

- Расскажите о своих подопечных.

- Считаю, что неплохая у меня команда 2003 года рождения получилась. На нее обратили внимание, и в прошлом сезоне трое ребят перешли в «Олимпиец». В этом сезоне на поле стали выходить футболисты не основного состава, и в первенстве МФС «Приволжье» мы выступили неудачно. Но я не отчаиваюсь. Результат в юношеском футболе не самое главное. Главное для нас – воспитание футболистов. Вот и в этом году в РЦПФ «Нижний Новгород» перешел еще один мой воспитанник. И на финале «Приволжья» в команде Леонида Рындова успешно выступали ребята, прошедшие школу «Радия»: Горохов, Смирнов и Новиков.

А в прошлые годы мы неплохо играли в мини-футбол, став серебряными призерами чемпионата города. В первенстве области по большому футболу взяли «бронзу», а турнир был из 32 команд. Лишь на очко отстали от ДЮСШ-НН в сезоне-2017, заняв в итоге третье место в зональном этапе «Приволжья». А в зимнем первенстве обыграли со счетом 1:0 «Олимпиец». Вспоминать об этом приятно.

- А что скажете о коллегах по работе?

- С ними мне тоже повезло. У нас на «Радии» очень крепкий тренерский штаб: Владимир Малкин, Павел Колотовкин, Вадим Катышев, Владимир Петков, Олег Быков, Денис Фолин. Леонид Петрович Шадрин до сих пор возится с малышами, а их у него человек шестьдесят!

Наплыв мальчишек в футбольные секции после чемпионата мира очень приличный. Даже 15-летние приходят ко мне в команду, хотя в таком возрасте начинать играть в футбол уже поздновато. Но стремление есть у ребят, и это радует.

- На новый стадион часто ходите?

- Еще ни одного матча «Нижнего Новгорода» не пропустил. Атмосфера там совсем другая. На «Локомотиве» слышно было, как болельщики семечки лузгают, а тут и «волну» пускают, и шумовая поддержка соответствующая. Недобрым словом только вспоминают люди футбольных функционеров, придумавших переход на систему «осень – весна». Эта система - настоящий бич нашего футбола.

А на стадион «Нижний Новгород» народ пошел. С Константином Северьяновичем Галкиным мы дружим семьями, и наши жены, к примеру, стали постоянно ходить на футбол на новую арену.

- Как вы относитесь к тому, что в тренерском штабе «Нижнего» вновь работают местные кадры?

- Рад за своих земляков, конечно же. Признаться, я так и не понял, почему штаб Дмитрия Черышева убрали тогда, в 2012 году… Хорошо, что вспомнили об этих людях спустя шесть лет. И положительный сдвиг в игре команды в этом сезоне, как говорится, налицо. Ребята выкладываются на поле. Самоотдача, желание – все это бросается в глаза. Считаю, что надо дать поработать Дмитрию Николаевичу и его помощникам не год, и не два, для того чтобы построить команду, способную решать самые высокие задачи в элите российского футбола.

- Ощущаете, что вам уже шестьдесят?

- Если только когда старые травмы о себе напоминают. Когда Владимир Николаевич Тихонов мне все же сделал операцию на моем больном колене, то сказал примерно следующее: «Тебе ходить-то, наверное, было больно, а ты всю жизнь в футбол играл!».

Что мне было ответить? Да, играл, очень хотелось играть, даже через боль. И о своем выборе я ни разу не пожалел. Не так давно обследовался в диспансере. Меня спросили: «Какой у вас футбольный стаж?» Я задумался, а потом ответил: «Пятьдесят лет отдано футболу». Шутка ли?! Но жизнь продолжается. Футбол - он навсегда.

Беседовал Сергей КОЗУНОВ