«Многостаночник» Масляев

все новости
«Многостаночник» Масляев
Геннадий Масляев – без преувеличения легендарный нижегородский футболист. Болельщики со стажем хорошо помнят капитана нижегородского «Локомотива», игравшего очень надежно на позициях центрального защитника и полузащитника. А из большого футбола он удивительно органично влился в мини-футбол, подарив несколько ярких лет болельщикам нижегородской «Кроны». О своей карьере, игрока и тренера, Геннадий Александрович рассказал в преддверии своего 60-летия.

Перед матчем с «Томью» генеральный директор ФК «Нижний Новгород» Максим Евгеньевич Метлин поздравил Геннадия Масляева с юбилеем.

Наше досье

Геннадий Александрович Масляев
родился в деревне Редриково Княгининского района Горьковской области 21 ноября 1958 года.
Воспитанник спортклуба «Полет» (Горький). Мастер спорта по футболу.
Хоккеист, футболист, футбольный арбитр и тренер.
В хоккее с шайбой выступал за горьковский «Полет», в футболе – за горьковскую «Волгу», «Химик» (Дзержинск), «Локомотив» (Нижний Новгород), в мини-футболе - за нижегородскую «Крону».Тренировал: «Локомотив», «Локомотив-НН» (обе – Нижний Новгород), «Нижний Новгород» (Нижний Новгород) и «Химик» (Дзержинск).
Был бессменным капитаном команды «Локомотив» (Нижний Новгород) в течение семи сезонов. Чемпион мира среди железнодорожников. В составе нижегородского "Локомотива" провел 210 матчей, забил 6 мячей.

За «Полет» играл в футбол и в хоккей

- Геннадий Александрович, вы из вымирающей, увы, когорты спортивных многостаночников…

- Мое детство прошло, можно сказать, на стадионе «Полет». Зимой играл в хоккей, а летом - в футбол. У меня тренеры были хорошие: в футболе Виктор Яковлевич Сорокин, а в хоккее - Борис Дмитриевич Лебедев. Перед службой в армии пробился в мужскую футбольную команду «Полет», где наставником был Виктор Иванович Гришин, а моими партнерами были такие известные мастера, как Анатолий Масляев, Евгений Лунев, Виктор Мясников, братья Бурдины. Это была большая футбольная школа для меня. А зимой я даже сыграл несколько матчей за хоккейную команду мастеров «Полет» (Горький), выступавшую тогда во второй лиге. Наш наставник Станислав Николаевич Крупин взял меня в поездку - в Киев и Харьков. А после я еще играл и домашних матчах. А потом пришло время служить в армии.

- Там любимыми видами спорта занимались?

- Спорта было хоть отбавляй. Служил в ВДВ! Вначале в учебке, в литовском городе Каунасе. Там играл за часть в футбол. Зампотех был мой земляк, обещал оставить в учебке. Но двое парней из нашего «спортивного взвода» попались в самоволке. В итоге мы все, как десантники, совершили бросок через полстраны и очутились в узбекской Фергане. Там отслужил полтора года, совершив 43 прыжка с парашютом.

- После армии вновь связали свою жизнь со спортом?

- Как только демобилизовался, сразу же пришел на стадион «Полет». Попался на глаза Виктору Ивановичу Гришину. Тот мне сказал: «Отслужил. Возвращайся в команду!» Дважды приглашать меня не пришлось.

- А в профессиональный футбол как попали?

- Перед сезоном 1983 года Володька Хлюстов позвал на сборы горьковской «Волги» в Адлер. Я дал согласие. Команду тогда тренировали Александр Николаевич Щербаков и Михаил Иванович Сенюрин. Тот сезон мы начали мощно. Дома обыграли «Уралец» (Нижний Тагил) и «Уралмаш» (Свердловск), а в Перми - местную «Звезду». Но те победы оказались единственными в первенстве, и команда прочно заняла последнее место в турнирной таблице.

В следующем сезоне у руля «Волги» встал Арсен Юдильевич Найденов. При нем «Волга» играла получше, но ненамного. Причина - наплевательское отношение завкома завода «Красное Сормово» к своей команде. «Форма у вас есть, мячи новые и бутсы вам купили. Играйте!» – так рассуждали сормовские руководители.

Вскоре «Волга» прекратила свое существование. Я сезон отыграл в Дзержинске за «Химик». Перед сезоном 1986 года Арсен Юдильевич Найденов, с которым у меня сложились хорошие отношения еще по «Волге», пригласил меня на сборы в Новороссийск, в местную команду «Цемент». Я в ту пору уже был женат. Дочка родилась. А своей жилплощади не было. Попросил у Найденова квартиру. Он обещал помочь. Вскоре сказал: «Пока однокомнатную могу предложить». «Но нас же трое!», - ответил я.«Ничего, у моря поживешь, а потом и более просторную жилплощадь тебе выбьем», - пообещал Арсен Юдильевич. Я согласился на этот вариант. Перед вторым сбором, который должен были состояться в Дагомысе, меня отпустили домой. А, вернувшись в Горький, я понял, что никуда больше не поеду. Решил: где родился, там и пригодился. Хотя Найденов долго мне звонил и просил вернуться. А вскоре и «Локомотив» организовали.

«Закусился» я с Онопко

- Где вы сразу же стали капитаном?

- Да, был капитаном с первых матчей, а вот майора так и не дали (смеется).

- Самый памятный сезон для вас?

- Сезон 1989 года, когда в первую лигу выходили. На матч в Саранск с местной «Светотехникой» прибыли ходоки из Свердловска и Ижевска. Как говорится, под нас «заряжать». Но мы выиграли – 3:2. А потом была предпоследняя игра зонального турнира в Перми, на которую приехал начальник ГЖД Омари Хасанович Шарадзе. Назад мы возвращались в таком «составе»: электровоз, вагон Шарадзе и вагон с командой. Дорога от Перми до Горького неблизкая. Обычно, выехав вечером из Перми, только под вечер следующего дня домой возвращались. А тут рано утром нас будят: «Все, ребята, приехали: Горький-Московский». Наши проводницы смеются: «С начальником дороги ехали, а ему везде зеленый свет!». А потом была финальная «пулька» и напряженные матчи за путевку в первую лигу с «Цементом» (Новороссийск) и «Иртышом» (Омск).

- В первой лиге вы поначалу не попадали в основной состав…

- Валерий Викторович Овчинников поначалу решил перевести меня в тренеры. Вот на сборах я стою, а команда побежала кросс. Ко мне подходит Валерий Викторович: «Масляев, а ты что не бежишь?». «Я же тренер», – отвечаю. «Давай, беги, может, и ты еще пригодишься как игрок», – говорит Викторович. И ведь пригодился! У нас с Вовкой Кураевым неплохой тандем сложился в центре обороны нижегородского «Локомотива».

- В 1991 году вы стали чемпионом мира среди железнодорожников.

- Тот турнир проходил в немецком городе Дуйсбурге. Кроме настоящих железнодорожников, в нем принимали участие и профессиональные футболисты. Те же болгары, с которыми мы встретились в полуфинале. Они вели себя по-хамски: удары исподтишка, плевки. И это далеко не весь арсенал «цыган из Болгарии», как их назвал Овчинников.

- Дебют в чемпионате России у «Локомотива» был в Нижнем Новгороде со столичным «Спартаком»…

- Состав у красно-белых был в ту пору «звездный». В воротах Станислав Черчесов, и, как в сказке, чем дальше читаешь, тем страшнее. Нас хоть и прилично трясло, но мы при поддержке трибун вырвали нулевую ничью, равную для нас победе. Помню, у меня стычка небольшая получилась с Онопко. Он мне: «Ты что, старый?» А я ему, лысому: «Это неизвестно, кто из нас старее?» В том сезоне мы заняли шестое место в высшей лиге. Это достижение до сих не побито ни одной нижегородской командой. Все игроки «Локомотива» получили звание «мастер спорта».

- Так вы же его получили в 1991 году за выигрыш чемпионата мира среди железнодорожников? Вы, выходит, дважды «мастер спорта»: СССР и России?

- Нет, я мастером спорта стал в 1991 году. И до сих пор удостоверение в портмоне вожу, для гаишников (смеется).

- Что произошло в сезоне 1993 года, когда Геннадий Масляев вдруг превратился в «главного злодея» родной команды?

- Валерий Викторович Овчинников, безусловно, успехами «Локомотива» вписал свое имя «золотыми буквами» в историю нижегородского футбола. Но была у него такая нехорошая черта в характере, как мнительность, неверие в людей, поиски подвоха. Помню, летим на игру в самолете, а он таблицы рисует, кто кому должен в ближайшем туре обязательно проиграть. Ну, стратег! Наполеон от футбола! В Самаре, где мы должны были играть с «Крылышками», рядом с нашей гостиницей был торговый центр. И мы всей командой туда пошли. Купить, кто шоколадку, кто кофе. Овчинников увидел, что из дверей магазина вышел человек из тренерского штаба «Крыльев Советов», а спустя некоторое время и я. И вот после игры, в которой был назначен сомнительный пенальти в наши ворота, решивший исход встречи, Овчинников вдруг связал эти два факта воедино. Мол, там, в магазине, Масляев договаривался о сдаче игры. Бред полный! Нам такой же пенальти поставили в 1992 году в Москве со «Спартаком». И мы тоже проиграли – 0:1. Но никто никого тогда не обвинял. А тут я - главный злодей. Обидно! Даже с болельщиками «Локомотива» не дали толком проститься.

Играл за «Крону» с Игорем Ефремовым

- А потом была мини-футбольная «Крона»?

- Нет. Вначале меня сватало павловское «Торпедо». Показали общагу, где жила команда. После высшей лиги она, конечно, привела меня в ужас. Потом поехали к директору ПАЗа. Он спросил, каковы мои условия и сколько мне лет? Я сказал, сколько, а условия - автомобиль и зарплата не больше, чем у других футболистов. Беседа окончилась ничем. А позже мне их начальник команды сказал, что директор посчитал, мол, я слишком старый для их команды. А тут как раз подоспело предложение поиграть в мини-футбол за «Крону». Тур состоялся в Нижегородском дворце спорта профсоюзов. Народу на матчи собралось много. Мы играли удачно. После тура ко мне подошли паловчане, которые были уже согласны и на автомобиль. Но я уже дал согласие «Кроне», и не в моих правилах брать свои слова обратно.

«Крону» называли «командой-лифтом». Мы героически завоевывали путевку в высшую лигу, а потом, как самые бедные, боролись за выживание там. Дорогих игроков у нас не было. Но многим молодым ребятам мы дали путевку в мини-футбол, и не только. Нынешний президент ФНЛ Игорь Ефремов играл у нас, в «Кроне».

- А как вы стали тренером?

- В Канавине встретил Валерия Николаевича Синау, мы пообщались. Рассказал ему о своих судейских злоключениях. Он и предложил поработать у него помощником в «Локомотиве». Так, я единственный, наверное, кто за нижегородский «Локомотив» играл, а еще тренировал и судил эту команду. Один раз был резервным судьей на матче с ЦСКА. А судья Клепиков из Екатеринбурга не прибыл. Пришлось мне брать в руки флажок.

- Вы ведь были и главным тренером «Локомотива-НН»?

- После распада «Локомотива» меня вызвали в управление ГЖД и предложили возглавить новую команду «Локомотив-НН». Начинать нужно было с самых низов, с третьей лиги. Мы выиграли Кубок и первенство региональной зоны «Поволжье» и завоевали путевку во вторую лигу. И тут нормальное финансирование команды закончилось. Хорошо, что председатель областного законодательного собрания Евгений Борисович Люлин помогал. Когда совсем было худо, я шел к нему. Евгений Борисович звонил в управление ГЖД, и нам хоть что-то выделяли. Доходило до смешного. Мы готовимся к сезону на укатанном снежном поле стадиона на Сортировке. Но наступила весна, и поле «поплыло», заниматься уже нельзя. Прошу отправить команду на юг, на сборы. И тут какой-то заместитель начальника ГЖД дает «ценный» совет отправиться нам… в Шахунью. Там холоднее, еще снег лежит. А что не на Таймыр?! Там до самого старта сезона можно готовиться на снежно-ледовых полях. Но все же на сборы нас послали. Или вспоминается еще один комичный случай. Просим денег. А нам говорят: «Может, не команда, а тренер виноват, что «Локомотив-НН» идет не в лидерах». При мне звонят в Москву, в «главный» «Локомотив», и просят совета. ГЖД - одна из лучших в системе РЖД, а ее футбольная команда плетется в хвосте таблицы. Там спрашивают, а какая зарплата у вашего главного тренера? Такая-то. Тут раздается смех на другой стороне, и ответ: «У нас тренер в футбольной школе получает в два с половиной раза больше». Нам тогда повысили зарплаты. Правда, «оптимизировали процесс», и врач стал совмещать обязанности массажиста, а тренер – администратора… Потом была работа вторым тренером в «Нижнем Новгороде» и Дзержинском «Химике». Много было интересных ребят. С игроком сборной России Георгием Джикия до сих пор переписываюсь в вайбере.

- Вам уже 60, не устали от футбола?

- Нет. Я сейчас еще и в хоккей с шайбой играю. Бывший игрок «Полета» Женька Рощин позвал.

- Сын не стал футболистом?

- Нет. Характер не в меня. Дочь, правда, во флорбол играла. Зато внуки, надеюсь, скажут со временем свое слово в спорте. Оба сейчас проживают в Ярославле. Старший занимается в хоккейной школе «Локомотива», у него неплохие задатки, а младший - в футбольной школе «Шинника», злой, неуступчивый, как волчонок, весь в меня. Он левоногий, с хорошим ударом. По внукам очень скучаю.

Беседовал Григорий ГУСЕВ, «Футбол-Хоккей НН»
Пресс-служба ФК "Пари НН"
Количество показов91

популярные новости

все новости

Используя данный сайт, вы даете согласие на использование файлов cookie, помогающих нам сделать его удобнее для вас.