Антон Хазов: Занимаюсь любимым делом

все новости
Антон Хазов: Занимаюсь любимым делом
Мы сделали десятки интервью с Антоном Хазовым, поэтому в «юбилейной» беседе начали, прежде всего, с того периода, который начался по окончании игровой карьеры Антона Геннадьевича. Ну и, конечно же, не обошлось без воспоминаний о славном футбольном прошлом нашего героя.

Наше досье

Антон Геннадьевич ХАЗОВ. Родился 28 апреля 1979 года. Воспитанник сормовского футбола.
Выступал за «Торпедо-Викторию» (Нижний Новгород), «Динамо» (Москва), «Шинник» (Ярославль), «Волгу» (Нижний Новгород), «Томь» (Томск), «Газовик» (Оренбург), «Зенит» (Пенза), «Олимпиец» (Нижний Новгород).
С июля 2017 года - заместитель спортивного директора - руководителя программы развития молодежного футбола ФК «Нижний Новгород».

Тренер и функционер

- Антон, помню, когда ты завершил карьеру и стал менеджером «Нижнего Новгорода» (бывшего «Олимпийца»), через какое-то время то ли в шутку, то ли всерьез воскликнул: «Верните меня на футбольное поле!». Что так?

- Основная проблема – это огромное количество информации, которое на меня обрушилось сразу по окончании карьеры. Эту информацию просто необходимо было фильтровать на нужную и не очень нужную, на важную и не очень важную. Переключение на умственную деятельность после физической работы далось непросто, но, думаю, у меня получилось.

- Ты ведь, кроме того, что вошел в спортивный отдел «Нижнего», еще и на тренера стал учиться…

- В мае 2017 года я поступил в Академию тренерского мастерства при Российском футбольном союзе, в группу «ex-players», где успешно прошел обучение на категорию «А» вместе с игроками, которые, как минимум, восемь сезонов провели в премьер-лиге. Мог войти в тренерский штаб «Олимпийца» в ФНЛ, но Николай Николаевич Писарев и Диего Кинтеро Буэно не видели меня своим помощником, а когда «Нижний Новгород» возглавил Дмитрий Николаевич Черышев, он сразу изъявил желание, чтобы я помогал ему на футбольном поле во время тренировочного процесса нашей команды.

- К твоему мнению прислушиваются?

- Да, порой тренеры хотят услышать мое мнение по тому или иному игроку, по той или иной тактической ситуации. Так как я сам недавно закончил карьеру игрока, стараюсь общаться с футболистами, настраивать их, находить для них нужные слова.

В Академии тренерского мастерства мы как-то дискутировали, что важнее: тренировочное воздействие или умение управлять коллективом. Для меня этот вопрос по сей день является самым главным.

- Что скажешь о времени своей учебы в Академии?

- Мы получили огромный объем информации от Андрея Владимировича Лексакова, настоящего профессионала своего дела. Время на его лекциях пролетало незаметно. Экзамен все сдали с первого раза. Ну и, конечно же, учиться вместе с футболистами, поигравшими за сборную России и в еврокубках, послушать их истории, обменяться с ними опытом было очень интересно.

- В клубе ты также являешься заместителем спортивного директора. Что входит в круг твоих обязанностей?

- Я собираю информацию о потенциальных новичках, общаюсь с ними. Практически во всех командах у меня есть знакомые. Я узнаю у них информацию об игроках, исходя не только из спортивной составляющей, но всегда принимая во внимание и человеческие качества футболиста.

- Кем бы ты все-таки хотел стать: тренером или футбольным функционером?

- Я хочу работать на благо нижегородского футбола, а в каком качестве, пусть решает руководство нашего клуба. Посмотрим, куда выведет кривая моей мечты.

Феномен Передни

- Поговорим, конечно же, и о твоей футбольной карьере. Ты рад, что она началась и завершилась в родном городе?

- Конечно же, рад. Помню, когда возвращался в нижегородскую «Волгу» в 30 лет, надеялся, что так и останусь в Нижнем до конца карьеры. Но в итоге пришлось уехать в Томск, Оренбург и Пензу, а домой я вернулся уже в 2016 году, где и поставил жирную точку, выйдя вместе с «Олимпийцем» в Футбольную Национальную Лигу.

- Давай вернемся на десять лет назад. Чем тебе запомнился сезон 2009 года?

- Запомнился, прежде всего, отличный коллектив. К примеру, если опытные футболисты Дмитрий Андреев и Павел Могилевский оставались в запасе, то искренне радовались успеху команды вместе со всеми. Сергей Анатольевич Петренко тогда провел большой объем работы в межсезонье, но в начале первенства что-то не пошло. А пришедшему на смену Петренко Сергею Александровичу Передне удалось раскрепостить команду. В некоторых моментах он старался не мешать опытным игрокам, которые имели вес в коллективе. И дело пошло на лад. С приходом на тренерский мостик Передни после ничьей с «Уралом» потом дома мы только побеждали, да и на выезде крайне редко теряли очки. В итоге с двадцатого места в первом дивизионе поднялись на четвертое, завершив тот сезон на мажорной ноте.

- Но в «Волге» после этого ты задержался еще на полтора сезона.

- Да, поиграл в премьер-лиге за бело-синих, а потом ушел в «Томь» все к тому же Передне. В Томске мы выиграли у «Волги» со счетом 1:0, и я поучаствовал в голевой атаке. А в Нижнем по весне для «Томи» был последний шанс зацепиться за «место под солнцем». Помню, у меня страшно разболелся зуб еще перед вылетом на базе, в Калтае. Прямо с самолета в Нижнем Новгороде я отправился к стоматологу, а уже от него – на предыгровую тренировку. К сожалению, не всем футболистам «Томи» удалось настроиться на важнейшую игру должным образом, и в итоге мы уступили со счетом 0:2. В том матче у меня произошла перепалка на бровке с главным тренером «Волги» Дмитрием Николаевичем Черышевым, о которой мы сегодня вспоминаем с улыбкой.

Покорение премьер-лиги

- Копнем еще глубже. А кто тебя, играющего на область никому не известного паренька, «раскопал» для профессионального футбола?

- Это был Анатолий Дмитриевич Нефедов, ныне покойный. Тогда я играл за команду «Динамо-ГАИ», был лучшим бомбардиром областного чемпионата. Меня отличало неуемное желание борьбы, я был голоден до футбола. Таким меня и увидел Анатолий Дмитриевич. Именно под его руководством я чуть позже выиграл титул лучшего бомбардира зоны «Поволжье» в составе «Торпедо-Виктории», забив 26 мячей.

- И после этого состоялся твой переход в московское «Динамо»…

- На открытии стадиона «Пионер» в Нижнем Новгороде произошла встреча тогдашнего президента РФС и московского «Динамо» Николая Александровича Толстых и президента «Торпедо-Виктории» Александра Сергеевича Кульямячева. Там, видимо, они и договорились о моем переходе. А через какое-то время я подписал контракт с «Динамо».

- Какими были первые ощущения от столичного клуба?

- Ну, какие ощущения? К примеру, Ролана Гусева я видел только по телевизору, и вот он через кресло от меня переодевается. Освоился я, кстати, в «Динамо» быстро. В этом мне помог мой земляк Петя Быстров, который тогда был на ведущих ролях в московской команде.

Сначала только тренировался с основой, играя за дубль. Попадал в заявки на игры, но Валерий Георгиевич Газзаев шанса мне так и не дал. Дебютировал я за «Динамо» уже при Александре Васильевиче Новикове. В Новороссийске, в матче с местным «Черноморцем», сравнял счет, и мы сыграли вничью – 1:1.

Потом в Кубке УЕФА забил гол в ворота мальтийского клуба «Биркирара», который принес нам победу и выход в следующий раунд. Все в том же 2001 году сделал «покер», забив четыре мяча воронежскому «Факелу». Недавно это мое достижение повторил Федор Смолов. А вот самый ранний хет-трик (за 12 минут) так и остается за мной. Не оставили мы тогда воронежцам шанса продолжить борьбу за место в классе сильнейших (улыбается).

- Неужели переход из московского «Динамо» в ярославский «Шинник» был тогда шагом вперед?

- По составу, по месту в таблице, по сумме контракта, да и по многим другим компонентам, как это ни странно сейчас слышать. Это потом уже кавээнщики пошутили: «Дэвид Бэкхем, раздавая автографы, случайно подписал контракт с ярославским «Шинником». А тогда ярославский клуб по меркам премьер-лиги был очень крепким клубом. Хотя «Динамо» - это бренд, конечно. Но для меня это однозначно был шаг вперед. Самым же главным было то, что наставник ярославского клуба Александр Михайлович Побегалов давно хотел меня видеть в своей команде. Кстати, впоследствии мне довелось с ним еще и в «Волге» поработать в 2010-м.

- Что же не получилось у него в «Волге»?

- В составе «Волги» было тогда 27 футболистов, готовых выйти в стартовом составе. К примеру, лучший бомбардир «Волги» Отар Марцваладзе забивал гол, а в следующем матче мог вообще не попасть в заявку. Для меня это было дико. Явный перебор! Я еще, как назло, тогда травму получил и ничем не мог помочь Александру Михайловичу. Восстановился уже при новом тренере – Омари Михайловиче Тетрадзе…

Нужна «золотая» середина

- Почему ты большую часть карьеры провел под 16 номером?

- Первый раз я вышел на замену в молодежной сборной России в футболке под шестнадцатым номером. Кстати, она у меня до сих пор дома хранится. А потом моя дочка Аня родилась 16 ноября, и я стал специально брать этот номер во всех своих командах. Исключение составила «Томь», где 16-й номер был занят, и тогда я взял 25-й. Но, покинув томский клуб, вернулся к шестнадцатому.

- А какие бы коллективы ты выделил за свою карьеру?

- В «Шиннике», когда в мое время его тренировал Александр Михайлович Побегалов, был сумасшедший в хорошем смысле этого слова коллектив. Мы до сих пор встречаемся с одноклубниками, вспоминаем те славные времена. Да и Сергею Александровичу Передне удалось создать какую-то особенную атмосферу и в «Волге» в 2009-м, и позднее в Томске.

- А кто из тренеров дал тебе больше всего как игроку?

- Наверное, Леонид Васильевич Назаренко. Все, что я впоследствии слышал от других тренеров, мне в свое время в той или иной степени уже говорил Назаренко.

- Почему же у него не получилось закрепиться с «Торпедо-Викторией» в первом дивизионе в 1999 году?

- Помнишь, я говорил про 27 мастеров, готовых здесь и сейчас решить судьбу поединка? Вот у Назаренко было все с точностью до наоборот. В «Торпедо-Виктории» был хороший по меркам второй лиги состав, который завоевал путевку в первый дивизион. И Назаренко решил обойтись своими силами. Это и сыграло с нами злую шутку. А ведь во всем нужна «золотая» середина. Необходимо было сделать «точечное» усиление. Но он этого не сделал. А когда на смену Леониду Васильевичу был приглашен Валерий Михайлович Третьяков, он привез футболистов, многие из которых оказались попросту футбольными проходимцами. В итоге «Торпедо-Виктория» заняла 19 место из 22 команд и возвратилась во второй дивизион. А вскоре и вовсе приказала долго жить.

- Твоя игровая карьера была очень продолжительной. Ты поиграл и в первом дивизионе, и в премьер-лиге, но в Пензу-то тебя как занесло?

- В Пензу меня позвал Женя Кузнецов – воспитанник сормовского футбола и нижегородской «Электроники». Мы с ним с детства дружили. А с его братом – Денисом – еще по юношам вместе играли. И вот Женя обосновался в Пензе. Он познакомил меня с главным тренером Сергеем Александровичем Филиппенковым. Тот посмотрел 2-3 тренировки с моим участием и сказал: «Антон, ты нам нужен».

Мы очень хорошо стартовали, шли на первом месте. И тут, как гром среди ясного неба, смерть Филиппенкова, которая произошла прямо во время матча ветеранов пензенского «Зенита» - от инфаркта. А перед этим в Курске ломает две берцовые кости Женя Кузнецов. Эти два события сломали команду, и завершили мы тот сезон в середине турнирной таблицы.

- А потом ты перешел в «Олимпиец»…

- Летом 2016-го должен был ехать на сборы с «Лучом», куда меня позвал Передня, но тут мне позвонил Александр Валерьевич Липко. И вскоре я подписал контракт с «Олимпийцем», с которым решил задачу, вернув Нижнему место в Футбольной Национальной Лиге.

- Когда ты 30 мая 2017 года выходил на поле нижегородского стадиона «Локомотив» в решающем поединке с «Ностой», думал ли ты, что это твой последний матч?

- Нет. Я думал только о том, что нужно победить и решить задачу. Очень хотел забить гол. Думал только о футболе, точно так же, как и в своем первом матче с «Искрой» из Энгельса в 1998 году. Мог ли я продолжить карьеру с «Олимпийцем» в ФНЛ? Мог, но потом, взвесив все «за» и «против» (слишком уж много накопилось профессиональных «болячек» за 20-летнюю карьеру), принял решение «повесить бутсы на гвоздь». Все-таки надо получать удовольствие от футбола, а не наоборот. Всему свое время. А потом по рекомендации Александра Валерьевича Липко, как я уже говорил, поступил в Академию тренерского мастерства при Российском футбольном союзе, в группу «ex-players», которая формируется один раз в четыре года, а также продолжил заниматься любимым делом в родном клубе. А раз любимое дело совпадает с профессией, то я имею полное право называть себя счастливым человеком.

Беседовал Сергей КОЗУНОВ
Пресс-служба ФК "Пари НН"
Количество показов58

популярные новости

все новости

Используя данный сайт, вы даете согласие на использование файлов cookie, помогающих нам сделать его удобнее для вас.