Как «Торпедо» стало командой мастеров

все новости
Как «Торпедо» стало командой мастеров
В 30-е годы горьковские футболисты, выступая на различных региональных и всесоюзных турнирах, оставались «чистыми» любителями. Денег за то, что играли в футбол, они не получали. Даже выигрывая Волжские Спартакиады и Кубок ВЦСПС, футболисты Горьковского автозавода получали не денежное вознаграждение, а ценные подарки, такие как радиоприемник или велосипед. Позже лучшим игрокам ГАЗ предоставлял легковые машины, но не в личную собственность, а как бы в аренду.

Уже в то время совмещать работу с серьезными занятиями спортом было невозможно, и футболисты обычно трудились на производстве три с половиной месяца в году (с декабря до середины марта). В остальное время им платили среднесдельный заработок или тарифную ставку, а это меньше зарплаты, что получали их товарищи, работая все время на производстве.

К концу 30-х годов из-за этого автозаводская футбольная дружина могла в расцвете сил закончить с футболом. Практически все игроки обзавелись семьями, которые нужно было кормить. К счастью, перед сезоном 1939 года были созданы футбольные показательные команды первой категории (команды мастеров). В их число попало и горьковское «Торпедо». Футболисты стали официально получать деньги как инструкторы физкультуры показательной команды, плюс у них сохранялась зарплата на производстве.

Получив новый статус, торпедовцы были включены в группу «Б», где было 23 команды. Решили играть в один круг. Для той поры 22 матча с разъездами от Ленинграда и Москвы до Украины и Закавказья - турнир просто громадный. Путешествовали поездом. Обычно старались взять купейный мягкий вагон (в нем не так утомительно ехать), но случались и казусы. Так, после домашнего матча с казанским «Динамо» наше руководство едва не отправило автозаводскую команду в Иваново, и очень удивилось, узнав, что ивановская команда «Основа» уже прибыла в Горький. Место проведения матча товарищи из автозаводского завкома перепутали. А в Ворошиловграде торпедовцы заранее договорились, что их отправят в Ростов купейным вагоном. Но «Торпедо» выиграло у местного «Дзержинца» - 3:1. И ворошиловградские власти распорядились купе команде из Горького не продавать. Пришлось добираться поездом с жесткими деревянными скамейками - «нарами». Да еще этот состав останавливался у каждого полустанка, почти как трамвай.

Торпедовцы не любили в том сезоне играть в Москве и Ленинграде. В отличие от других городов в столицах в ту пору команды, не входящие в элиту советского футбола, выступали не на главных аренах, а где-то на окраинах. Особо запомнился автозаводцам выезд в Ленинград. Команда поселилась в гостинице, в одном районе города на Неве, а пришлось играть в другом конце Ленинграда. Хозяева, правда, предоставили для «Торпедо» шикарный импортный автобус с кожаными сидениями. Но в его конструктивную особенность входило, что это чудо автотехники не разгонялось быстрее 20 километров в час. В итоге ехали до места матча более часа.

В сезоне 1939 года горьковские торпедовцы привыкали к новым условиям соревнований. Их наставник, в будущем заслуженный тренер СССР Александр Андреевич Келлер, много экспериментировал. В итоговой таблице горьковское «Торпедо» заняло 12 место из 23 команд (22 игры +9=6-7, разность мячей: 37-38, 24 очка).

За «Торпедо» (Горький) в 1939 году выступали:

Вратари: Федор Победушкин - 13 игр, Николай Федорченко - 9.
Полевые игроки: Сергей Плонский - 22, Николай Дунаев - 22 (6 мячей), Иван Коровин, Георгий Остроушко, Константин Сучков - по 21, Виктор Дроздов - 21 (7), Алексей Салаков - 20 (6), Ливерий Носков - 18 (6), Анатолий Забываев - 17 (9), Виктор Гуськов - 16, Аркадий Кириллов, Александр Келлер - по 14, Николай Мамулашвили - 10 (3), Константин Черемушкин - 1.
Тренер - Александр Андреевич Келлер.

Григорий ГУСЕВ, архивариус нижегородского футбола

На фото: горьковское «Торпедо» образца 1939 года.
Пресс-служба ФК "Пари НН"
Количество показов60

популярные новости

все новости

Используя данный сайт, вы даете согласие на использование файлов cookie, помогающих нам сделать его удобнее для вас.