Футбол сорок пятого года

все новости
Футбол сорок пятого года
Сегодня, в день 75-летия Великой Победы, архивариус нижегородского футбола Григорий Николаевич Гусев рассказывает о первом послевоенном сезоне 1945 года.

По воспоминаниям ветеранов уже в феврале 1945 года было известно, что летом начнется первенство Советского Союза по футболу и в нем примут участие торпедовцы Горького. О каких-то южных сборах не могло идти и речи. Страна еще воевала. Да и в Горьком немного было мест, где можно было тренироваться. Спортивные объекты были заняты либо под воинские тыловые части, либо под склады или гаражи. Иван Васильевич Коровин, Николай Иванович Дунаев, Виктор Ильич Дроздов с работниками завкома ГАЗа и горисполкома «проинспектировали» спортивные объекты города на предмет проведения сборов. Выбор пал на стадион «Локомотив» («Чугунку»). Решили: «У Садика 1 Мая команда будет жить на сборах, а на улице Чкалова, в столовой, питаться».

Футбол вселял веру в победу

Из беседы с Алексеем Ивановичем Салаковым, нападающим «Торпедо»:

- Помню, когда 22 июня 1941 года объявили о начале войны, над городом стоял вой. Это голосили женщины, провожая мужей и сыновей на сборные пункты. Кто-то, несмотря на воскресенье, пошел на завод. Ведь армии были нужны не только пушки и танки, но и автомобили. Другие сразу отправились в военкомат. И не только те, кто подлежал призыву в первую очередь. На сборный пункт явились и мы, торпедовцы, с просьбой зачислить нас в действующую армию. Перед нами выступил какой-то майор, сказав: «Товарищи футболисты, у вас «бронь». Вы призыву не подлежите. Война скоро кончится (тогда еще верили, что победим, как в песне, малой кровью), и без футболистов фашистам башку свернем». Тут майор среди нас узнал Витю Дроздова и обратился к нему: «Товарищ Дроздов, война – это не военные сборы. Вдруг вас там ранят, а кто голы будет забивать?».

Так, несолоно хлебавши, мы отправились восвояси. В войну работали на автозаводе и играли в футбол. Помнится, году в 1944-м встретил после матча знакомого, который был демобилизован из армии по инвалидности. Присели на скамейку, знакомый был с палочкой, после ранения, ему тяжело было стоять. Рассказали друг другу, что да как. Я ему говорю: «Вот кончится война, ребята вернутся с фронта, а мне им стыдно будет в глаза смотреть. Они воевали, а я в футбол в тылу играл». «Да, что ты! – отвечает фронтовик. – Посмотри, люди после матча выходят со стадиона счастливые, вы своей игрой веру в победу, в мирную жизнь вселяете в души людей».

В самом начале весны 1945-го мы уже вовсю готовились к сезону. Основные занятия были на «Чугунке». Там, правда, квартировала какая-то часть. Но нам оделили «угол» для раздевалки и поле. Мы и этому были рады. Тренировались и на Автозаводе, на учебно-тренировочном стадионе. Но там павильон не был готов, и мы переодевались на улице Почтовой (ныне – Поющева), а потом в форме шли на стадион. Раз, помню, идем, а навстречу нам - колонна пленных немцев. Обычно таким процессиям дорогу уступали, смотрели с презрением, с ненавистью на побитых вояк Гитлера. А тут конвойные своим «подопечным» дают команду на немецком и на русском языках: «Принять вправо! Немчура встала, а мы, как на физкультурном параде, прошли на тренировку».

Ходили вечерами на центральный стадион «Торпедо» (ныне – «Локомотив») смотреть, как готовится он к сезону. А сам сезон 1945 года мы провели, можно сказать, на одном дыхании. Радостно было и нам, и болельщикам. На всех матчах во всех городах - аншлаги! Много раненых из эвакогоспиталей. Помнится, в городе Молотове (ныне – Пермь) раненого бойца на футбол принесли на носилках. Поставили его на трибуне, и он полулежа смотрел матч. Около него сестричка, то повязки поправит, то воды даст попить. Мы еще до игры спросили: «Зачем человека мучить? Объяснили бы, что война кончилась, надо лечиться, а впереди много еще футбольных матчей будет». Нам отвечают санитары, принесшие его: «Он - горьковчанин, ваш болельщик. Узнал случайно, что «Торпедо» играет. Главврача буквально замучил, мол, отнесите меня на футбол, а то сам по-пластунски на стадион уползу. Решили уважить, капитан-артиллерист, орденоносец, к тому же такие походы идут на пользу раненым». Мы тот матч выиграли с крупным счетом – 6:3. После игры пообщались с героем-фронтовиком всей командой, но как-то всё сумбурно получилось, даже имени его не спросили. При фронтовиках на трибунах считалось зазорно валяться на газоне, получив травму. В Ленинграде мне так защитник хозяев в правую ногу въехал, что аж искры из глаз посыпались. Несмотря на боль, встаю и, прихрамывая, продолжаю играть. Минут через пять судья мне показывает на скамейку запасных. Удаляет, что ли? За что? Глянул я на правую ногу, а у меня - вся гетра в крови.

На тренировку, как на свидание

Александр Матвеевич Сурьянинов, нападающий «Торпедо»:

- Я в то время был еще в действующей армии. Помнится, в 1944 году мне на глаза случайно попала газета «Труд», если, конечно, не ошибаюсь. Там небольшая статейка о матче на Кубок ВЦСПС, где говорилось, что горьковское «Торпедо» выиграло в Ленинграде у «Зенита». Я долго эту статейку таскал в кармане гимнастерки. А в 1945 году всеми правдами и неправдами старался достать «Красный спорт». Там по сухим отчетам об играх команд второй группы узнавал о результатах горьковского «Торпедо». Видел, что забивают, как и до войны, Дунаев, Дроздов, Салаков. Но были и новые фамилии. Как сейчас выглядит команда? Кто играет? А после демобилизации, когда сам попал в «Торпедо», не было, наверное, счастливее меня человека. Сезон 1946 года считаю лучшим в своей карьере. На игры и даже тренировки бегал, как на первое свидание.

Дядя Саша

Это был болельщик с довоенным стажем, фронтовик. Я с ним познакомился в 60-х, а до конца 70-х он неизменно ходил почти на все матчи «Волги». К сожалению, фамилии его не знал. Знал, только, что он жил где-то у окской набережной, на улице Марата.

Вот, что однажды поведал нам более молодым болельщикам ветеран:

- Я демобилизовался из армии летом 1945 года. 1 июля прибыл в Горький. Только свернул на свою улицу, смотрю: мои девчонки (жена и две дочки) навстречу бегут. Думаю, откуда узнали о моем приезде? Оказывается, сосед у вокзала меня видел. Хотел на своем ЗИС-5 подвести, а потом раздумал. Подумал, видно, что сам дойдет, здесь недалеко. Дал по газам и моим сообщить, что папка вернулся, это важнее.

Только начал привыкать к жизни на гражданке, устроился на работу, смотрю: всё Канавино в афишах. 12 июля 1945 года футбольный матч на первенство СССР между командами «Торпедо» (Горький) – ДКА (Тбилиси). Ну, как пропустить такую игру! Сунулся, а билетов нет. Думаю, в день матча к стадиону пойду, может, повезет с билетиком. А если нет, то хоть рядом постою. Гул стадиона послушаю, объявления диктора. Таких несчастных безбилетников было много. Хотя во время матчей «Торпедо» гул со стадиона слушало почти всё Канавино. Но у стадиона единоверцев-болельщиков найти можно было. Так и решил. А в канун игры встретил Юрку, парня с соседней улицы. Шпана, если бы не война, точно бы сел. Но после демобилизации он остепенился, девушку хорошую нашел, жениться собирался. Вот он мне и предложил: «Сань, а давай на штурм стадиона пойдем!» Я ему: «Стадион не Рейхстаг и не Кенигсберг. Ты что, обалдел?». Юрка отвечает: «Да ты не так меня понял». В общем, перед игрой мы, начищенные, отглаженные, с наградами, нашивками за ранения и гвардейскими значками (оба служили в гвардейских частях) едва ли не строевым шагом подходим к турникету стадиона. Билетеры и милиционеры сразу же на нас обратили внимание. А Юрке только этого и надо. Он сразу обратился к старшему по званию милиционеру: «Товарищ старший лейтенант, мы, демобилизованные войны Советской Армии, четыре года ждали, когда снова будем ходить на игры любимого «Торпедо», но билетов не достать, пустите, очень вас просим. Мы хоть на бордюрчике присядем, игру посмотрим». Рядом был милицейский подполковник. Он посмотрел на нас и велел сержанту найти фронтовикам место на трибуне. Места нам определили неплохие. В тот вечер много было болельщиков в гимнастерках. А вот с наградами - только мы двое. Даже совестно стало. Но что только ни сделаешь ради любимого футбола!

Григорий ГУСЕВ, архивариус нижегородского футбола

На фото: 3 июня 1945 года. Первый послевоенный матч. «Крылья Советов» (Куйбышев) – «Торпедо» (Горький) – 1:1 (Бурмистров, 69 – Дунаев, 17).
Пресс-служба ФК "Пари НН"
Количество показов87

популярные новости

все новости

Используя данный сайт, вы даете согласие на использование файлов cookie, помогающих нам сделать его удобнее для вас.