Александр Шевляков – вратарь с потрясающей реакцией

все новости
Александр Шевляков – вратарь с потрясающей реакцией
Еще одним героем рубрики «Легенды нижегородского футбола» стал экс-вратарь дзержинского «Химика» и горьковского «Торпедо» Александр ШЕВЛЯКОВ.

Наше досье
Александр Григорьевич ШЕВЛЯКОВ родился 2 августа 1925 года в рабочем поселке Растяпино Нижегородской губернии.
Воспитанник юношеской команды «Азот» (Дзержинск). Вратарь.
Выступал за команды: «Азот», «Химик», «Завод им. Свердлова», «Профсоюзы» (все - Дзержинск), «Торпедо» (Горький), «Шахтер» (Караганда).
В «Торпедо» провел 100 игр.
По окончании игровой карьеры тренировал различные команды города Дзержинска.
Умер Александр Григорьевич Шевляков 11 сентября 1997 года в городе Дзержинске Нижегородской области.

Футбол был самой популярной игрой в Советском Союзе до войны. Конечно же, мальчишки из провинции знали тогдашних звезд отечественного футбола. В частности, вратарей: Анатолия Акимова, Владислава Жмелькова – «Спартак» (Москва), Евгения Фокина – «Динамо» (Москва), Сергея Леонова – ЦДКА, Всеволода Виноградова – «Торпедо» (Москва), Николая Трусевича – «Динамо» (Киев).

Читая газетные отчеты о матчах сильнейших команд страны, представляли кумиров былинными богатырями. В отличие от них паренек из Дзержинска видел своего кумира на каждом матче местного «Азота». Саша Шевляков был очарован игрой стража ворот этой команды Александра Осокина. А вскоре и Шевляков стал защищать ворота «Азота». Правда, юношеской команды. Однако беззаботное детство перечеркнула война. Александр пошел работать на один из заводов родного города токарем. Перевыполнял норму на 300 – 400 процентов. За свои трудовые подвиги был не раз премирован и награжден.

После войны возрождается футбол. Шевляков - основной вратарь дзержинского «Азота». В 1947 году команда получает место во второй группе первенства СССР. В 1948 году дзержинский «Химик» занял четвертое место в зональном турнире, в чем немалая заслуга вратаря Александра Шевлякова. По окончании сезона 1949 года произошла очередная реформа в футбольном хозяйстве страны. Вместо первой группы и многочисленных зон второй группы были созданы класс «А» и класс «Б». Произошло резкое сокращение количества команд-участниц. Команд мастеров лишились многие областные центры, не говоря уже о малых городах. Ведущие игроки «Химика» были приглашены попробовать свои силы в горьковском «Торпедо».

Из воспоминаний ветеранов горьковского «Торпедо» (беседы состоялись в 80-90-е годы ХХ века).

Александр Матвеевич Сурьянинов, нападающий:

- В 1949 году, когда горьковское «Торпедо» возглавил известный советский тренер Виктор Александрович Маслов, нашей главной проблемой была вратарская линия. На сборы повезли сразу пять (!) вратарей. Маслов всех «забраковал». А начал с тогдашнего «первого номера» Курицына. Тот отбивал мячи, пущенные низом, в шпагате. «Хоккейный вратарь!» – резюмировал Виктор Александрович. Пригласил из Москвы Владимира Дерюгина. Володя – фронтовик, и человек хороший, и вратарь надежный. Он пришелся «Торпедо» ко двору. Перед сезоном 1950 года Дерюгин наигрывался основным стражем ворот. Вторым был Шевляков, пришедший к нам из Дзержинска.

Есть такой спортивный снаряд – «медбол». Тяжелый мяч, набитый ватой и опилками. О его существовании знали у нас в стране давно. Но особую популярность он приобрел после войны. За счет многочисленных трофеев, вывезенных из Германии. Те немецкие мячи были обшиты добротной кожей. «Медбол» стал едва ли не главным тренировочным снарядом всех спортсменов, начиная от футболистов и лыжников и заканчивая боксерами. И вот накануне сезона 1950 года, перекидываясь этими мячами, умудрились вывести из строя Дерюгина. Владимир получил травму руки. Выбора у нас не было. В первых матчах сезона ворота защищал Шевляков. Без грубых ошибок, но и не выручал. Переломным стал матч в Москве против ВМС. Первый тайм отыграли – 0:0. «Моряков» этот счет явно не устраивал. Нулевую ничью помог отстоять Александр Шевляков. Он парировал мощнейшие удары Дидевича, Шкатулова и Рогова.

После этого Александр Шевляков – вратарь номер один в «Торпедо». Матч первого круга в Одессе в дождь. Ничья – 0:0. Александр реагирует на коварный удар Кудыменко. Но скользкий мяч «вырывается из рук» и катится за линию ворот. Шевляков в броске останавливает его у самой «ленточки». Во втором круге первенства Шевляков играл очень надежно и внес большой вклад в общую победу «Торпедо». В Вильнюсе играем с местным «Спартаком», выигрываем – 2:0. Однако литовцы создали у наших ворот едва ли не в двое больше голевых моментов. Шевляков в «рамке» творил чудеса. Как сейчас помню, игра в Горьком со столичным ВМС, проходившая 27 августа 1950 года, собрала на трибунах центрального стадиона «Торпедо» тридцатитысячную аудиторию (стадион тогда вмещал двадцать тысяч – авт.). Нулевая ничья с лидером, но мы должны были побеждать. В первом тайме Ненастин не реализовал пенальти. Разминочный удар у него получился, и вратарь легко забрал мяч. А за три минуты до конца я обыгрываю защитника «моряков» Холодкова, оставляю не у дел неудачно бросившегося мне навстречу вратаря Савина. Ворота пусты, а я на позиции правого инсайда. Бей, куда хочешь. И я пробил почему-то в дальний угол. А мяч, «чиркнув» по штанге, ушел за пределы поля. Пока мы всей командой переживали мою оплошность, «моряки» организовали атаку. Володя Сучков пробил в «девятку». Под восторженные крики стадиона Шевляков отбивает это мяч.

В конце сезона мы вели заочную борьбу за вторую путевку в класс «А» со «Спартаком» (Вильнюс) и «Красным знаменем» (Иваново). Причем календарь был такой, что друг за другом ездили. Играли в Сталинабаде с «Большевиком». Там полсостава - москвичи. Ничья – 0:0. За две минуты до конца наша атака, удар Денисова отражает голкипер Архаров, но мяч летит ко мне, удар с полулета – гол! Мяч хватает Ступаков и быстро "приносит" его в центр поля. Тут же атака мощнейший удар Проворнова с хода, рикошет от нашего защитника Половинкина, и мяч летит в дальний нижний угол. Гол?! Нет! Шевляков непостижимым образом среагировал на удар и забрал мяч «намертво». После игры наш тренер Виктор Александрович Маслов сказал: «Я видел чеха Планичку, наших всех знаменитых вратарей от Соколова и Акимова до Хомича, Леонтьева и Никанорова, но такой реакции ни у кого не замечал. Если выйдем в класс «А», то по окончании сезона вся команда Шевлякова должна коньяком поить».

Поила ли команда «Торпедо» своего вратаря Шевлякова коньяком, автор этих строк не выяснил. Однако дебют для Александра Шевлякова и «Торпедо» (Горький) в классе «А» получился неудачным: в первых трех матчах он пропустил тринадцать мячей.

Николай Николаевич Матвеев, нападающий:

- Сам я еще в 1950 году должен был дебютировать в «Торпедо». Но с таким рвением тренировался, что мне запретили играть год. «Шумы в сердце» обнаружили. Тренер наш Виктор Александрович Маслов был не только прекрасным специалистом, но и человеком. Он оставил меня в команде, придумывал мне тренировки в щадящем режиме, я даже на выезды с «Торпедо» ездил. А в сезоне 1951 года настал и мой час.

В классе «А» играть не хватало опыта, да и судьи нам, мягко говоря, не благоволили. Играем в Москве против «Динамо». Ведем – 1:0. И судья Думин из Куйбышева не увидел, как нападающий хозяев Зуб «расстрелял» Шевлякова из «вне игры». А в Горьком с киевским «Динамо» вообще произошел случай, аналогов который, наверное, не имеет. Мы ведем – 1:0. Незадолго до конца матча киевлянин Дашков «зарядил» в штангу. Наши защитники выносят мяч из штрафной. Свисток! Московские судьи Барашков и Бочаров, посовещавшись, определяют взятие ворот. Даже киевляне от такого решения пришли в ступор.

В 1952 году мы вернулись в класс «Б», а на следующий сезон вновь боролись за путевку в класс «А». В сезоне 1953 года запомнились три матча с «Шахтером» (Сталино). Два в групповом турнире и один в финальной «пульке». Первый играем дома. Прекрасный майский вечер. И мы при переполненных трибунах родного стадиона проигрываем «Шахтеру» - 0:4. Катастрофа! Играли неплохо. И Шевляков вроде бы без ошибок. Однако такой плачевный результат. Второй матч с «горняками» состоялся в Сталино. Для нас в нем поражение очень нежелательно. Потом сталинцы говорили, что вначале думали, мол, мы играем не с горьковским, а московским «Торпедо». И к 60-й минуте после точных ударов Варелы, Папкова и меня мы ведем с крупным счетом – 3:0. Но рано уверовали в победу. Последние двадцать минут хозяева нас так «отволтузили». Два мяча отыграли. Могли бы, наверное, и выиграть. Если бы не Шевляков. Александр брал «мертвые» мячи из углов. А за считанные секунды до финального свистка Иван Бобошко бьет мощно низом. Это тот самый Бобошко, из-за которого потом разразился «большой скандал» на весь Союз. Он числился на трех шахтах одновременно забойщиком. Не бесплатно, разумеется. (Смеется – авт.). Саша снова забирает мяч, и только он ввел его в игру, прозвучал финальный свисток.

Третий матч состоялся в Горьком, в финальной «пульке». Его победитель получал досрочно, за тур до конца соревнований, путевку в класс «А». Говорили, что было продано на игру тридцать тысяч входных билетов, но, по-моему, там было тысяч пятьдесят. После игры штук 15 трамваев стояли у садика «Первое Мая». Мне сосед потом рассказывал, что все «битком» и до Автозавода без остановок. А за «Торпедо» болел весь город, не только Автозавод. Игра была на редкость упорная и интересная. Соперники, достойные друг друга. После первого тайма ведем – 2:0. Конец сентября, погода промозглая. Нам в раздевалку приносят «допинг» - бутылку армянского коньяка «Пять звездочек». Говорят, из обкомовских запасов. Мы потягивали "допинг" с кофейком. Один Саня Шевляков сидел и облизывался. Ему коньяк противопоказан. Мячи ловить надо (смеется – авт.).

Во втором тайме мы забили еще один гол и оформили победу с крупным счетом. «Шахтеры» имели, наверное, с пяток голевых моментов. Шевляков стоял, как стена. Помнится, Иван Федосов «пушечным» ударом послал мяч в нижний угол - Александр вытянулся в струнку и перевел мяч на угловой.

Сезон 1954 года стал последним в карьере Шевлякова за «Торпедо». Во-первых, ему было уже 29, а тогда 30-летние заканчивали играть. И, наверное, все-таки у Александра накопилась обида. Вратарь прекрасно отыграл сезон, и его команда пошла на повышение. А в классе «А» ему, выходит, нет доверия. В 1951 году пригласили Якова Тарабрина, ему 33 года было, лучшие сезоны позади. Он в домашнем матче с московским «Торпедо» такую «плюху» пропустил, что на первенство ГАЗа из команды бы выгнали. А в 1954 году пригласили, причем основным вратарем, Володю Сухоставского. Вратарь он неплохой и человек хороший. Но после «сталинградских подвигов», где он был «сухим» вратарем, был внутренне опустошен. Иногда его футбол совершенно не интересовал, к тому же он не режимил.

Александр Шевляков после сезона 1954 года съездил с командой в турне по Дальнему Востоку, тогда это было в обязательном порядке для популяризации футбола в стране, и в заводском совете ДСО «Торпедо» положил на стол заявление об уходе из команды.

Григорий ГУСЕВ, архивариус нижегородского футбола

На фото: 1953 год. Горьковское "Торпедо". Вратарь - Александр Шевляков.
Пресс-служба ФК "Пари НН"
Количество показов83

популярные новости

все новости

Используя данный сайт, вы даете согласие на использование файлов cookie, помогающих нам сделать его удобнее для вас.