Олег МАКСИМОВ: Продолжаю дело всей жизни

все новости
Олег МАКСИМОВ: Продолжаю дело всей жизни
Известный нижегородский тренер Олег Константинович Максимов, который в минувший вторник, 24 августа, отметил 60-летний юбилей, работал в нижегородских командах с 2003 по 2019 год. В интервью он рассказал, как начал заниматься футболом, как сказались на его карьере годы, проведенные в МГУ, а также о том, как он вернулся в футбол в… 42 года.

Наше досье
Олег Константинович МАКСИМОВ. Родился 24 августа 1961 года. Играл за ФК МГУ (Саранск), «Торпедо», «Торпедо-Виктория», «Динамо-ГАИ», «Электроника» (все - Нижний Новгород). Тренировал МГУ (Саранск), СДЮСШОР №8, «Электронику», «Волгу», юношеские команды РЦПФ «Олимпиец», ФК «Нижний Новгород» (все - Нижний Новгород).
Ныне – тренер родной автозаводской СШОР №8.

Начинал на хоккейной коробке

- Олег Константинович, вы начали играть в футбол в Горьком. Насколько тяжело было стать профессиональным игроком в нашем городе?

- Не было ничего сложного, наоборот, если сейчас мальчишки проходят отбор в команду, то раньше организовывали набор. Кроме того, большинство ребят занимались летом футболом, а зимой хоккеем. Это сейчас у каждого есть компьютер и телевизор, а раньше у нас других развлечений не было. Нам не требовалось ничего лишнего – только мяч и площадка. Мы готовы были играть даже босиком.

- Выбор между футболом и хоккеем был актуален для вас?

- Когда стал заниматься футболом, то хоккей сразу отошел на второй план. Тем не менее, изначально я пришел записываться в хоккейную секцию. Зимняя игра пришлась мне по душе. Но я был родом из небогатой семьи, и у меня не было ни коньков, ни клюшки, которая, как сейчас помню, стоила рубль пятьдесят. Когда же я пришел в «Торпедо», то там первым делом смотрели, кто как катается. Тебя просто заставляли бегать на коньках по кругу, и лучших записывали в команду. Тренеры считали, что умение владеть клюшкой являлось второстепенным, этому обучить проще, чем хорошему катанию. Хотя, как мне кажется, в реальности дело обстоит с точностью до наоборот – если человеку дано владеть клюшкой, то это умение надо развивать, а на коньках можно научить стоять даже медведя. Короче говоря, у меня в хоккее не пошло, и летом пришлось записаться в футбол. Причем попробовать свои силы меня позвал товарищ. На дворе шел 1974 год. Кстати, тренировались мы затем… на хоккейной коробке.

- Сейчас не завидуете молодым игрокам, которые с детства получают возможность играть на хороших, качественных полях?

- У нас было свое время, в нем была определенная романтика. Мы сами строили ворота, искали сетки. Для нас не было принципиально важно, где играть – на поле, на асфальте, на опилках! Сейчас ребята говорят, что смена покрытия влияет на форму, на здоровье. Быть может, это правда, но в свое время никто на подобные мелочи внимания не обращал.

- Оказаться в горьковской «Волге» не было возможности?

- Почему же, просто в состав волжан отбирали сильнейших. Я в их число не входил. Из нашей команды – 1961 года – в горьковскую «Волгу» попали три человека. В то время существовал ценз на молодых игроков – до 18 лет. И поэтому наша тройка регулярно попадала в заявку. Можно сказать, что путь в «Волгу» – это был некий естественный отбор. Я же начал свою карьеру в первенстве города, стал его пятикратным чемпионом по всем возрастам, затем играл в первенстве области, а потом уехал в Саранск, где выступал во второй лиге. По возвращении же из столицы Мордовии в 1987 году я устроился в СДЮСШОР №8, продолжая играть на область.

- Насколько в свое время был популярен чемпионат области?

- Конечно, стадионов мы не собирали, но на матчи, которые проходили на том же «Северном», приходили до полутора тысяч человек. Понятно, что основная аудитория состояла из родных и близких, а мы тогда сами делали разметку, вешали сетки на ворота…

- Возможно ли было зарабатывать на жизнь, будучи футболистом второй или третьей лиги?

- У нас у всех были профессии, а вот футбол был увлечением, которому мы отдавали свободное время. Я, к примеру, работал тренером в футбольной школе, у меня была группа ребят. В основном же все работали на автозаводе, в дни матчей спортклуб делал футболистам освобождения – по средам и субботам мы играли на первенство области, а в понедельник на первенство завода. Получается, что работали они всего два дня в неделю.

- Режим игроки-любители старались соблюдать?

- Ну, какой режим… В таких командах все было куда проще. После игры каждый расслаблялся, как хотел. Это было в порядке вещей в заводских командах. На область дела шли, конечно, серьезнее - все-таки пять дней в неделю ты тренируешься, а два дня играешь.

- Как вы расцениваете победы любителей над профессионалами, которые порой случаются в Еврокубках? Это некая случайность?

- Вы знаете, обычно в каждой команде, созданной на полупрофессиональной основе, есть такие игроки, судьба которых не сложилась – у них не получилось зацепиться за шанс в команде мастеров. И тогда человек начинает играть просто для себя, но ведь талант в землю не закопаешь. А порой и профессионалы скатываются до такого уровня, ведь не каждый профессионал остается профессионалом во всем.

- А согласны ли вы с фразой: «талантам надо помогать – бездарности прорвутся сами»?

- Спорный вопрос. Помогать надо всем, кто имеет желание расти и совершенствоваться.

- Во что бы вы вкладывали средства первым делом на месте хозяев клубов?

- Прежде чем приглашать «звезд», наверное, стоит организовать школу, создать условия для работы всех тренеров, включая и детских.

Французский язык не потянул

- А что за история с поступлением в МГУ в 1979 году?

- В ДЮСШ № 8 работал Евгений Михайлович Гусев, который выступал в Саранске за местный клуб. Друзья, оставшиеся в Мордовии, предлагали ему отправлять туда талантливых ребят, чтобы в дальнейшем создать команду. 1979-й был нашим выпускным годом, и он нас настроил на поездку в другой регион, мол, не только в футбол будете играть, а еще и в университете учиться. Мы поехали вшестером и поступили в МГУ.

- На каком факультете учились?

- Двое поступили на экономический факультет, а остальные на факультет иностранных языков. Я учил французский.

- Maintenant parlez-vous français? (Сейчас вы говорите по-французски?)

- Парле, парле! Мы проучились на этом отделении один год, а когда перешли на второй курс, то преподаватель первым делом нам сказал, что с этого дня мы русскую речь забываем и начинаем говорить только на языке Мольера. Мы, конечно, поплыли. Хорошо, что выиграли первенство республики, поэтому нас без проблем перевели на исторический факультет.

- И как сессии проходили?

- Сдавали экзамены на общих основаниях, но ввиду того, что команда была хорошего уровня, то мы постоянно пропадали либо на сборах, либо на соревнованиях, либо на тренировках. Приходилось сдавать экзамены и с третьего, и с пятого раза…

- Диплом в жизни пригодился?

- Я окончил институт в 1985 году, и меня оставили на кафедре физического воспитания – тренером по футболу. Там создавали футбольную школу, где я стал тренером-преподавателем, проработав в столице Мордовии два года.

- В Саранске вы играли на более высоком уровне, почему же решили вернуться в Нижний?

- Мы только начали свой путь с «Биохимиком», вышли во вторую лигу, но у меня тогда родился сын, а благодаря родителям появилась возможность получить квартиру в Нижнем. Мне в то время было 27 лет, и, если честно, я не видел большой разницы, где играть: на первенство области или по второй лиге. Я вернулся к прежнему ритму – стал тренировать детей и играть на региональном уровне.

- В Саранске – совсем небольшом городе – были две примерно равные команды. Как находились ресурсы для их существования?

- Думаю, что силы равными все-таки не были. «Светотехника» образовалась в 1980 году, а «Биохимик-Мордовия» создали в конце 80-х. К тому времени у первой команды сформировались какие-то традиции. Тем более, финансирование у клубов было разное, как и уровень футболистов. В принципе, ничего плохого в двух командах в одном городе нет.

Никогда нельзя ставить на ребенке крест

- Что самое сложное в работе с детьми?

- Все сложно! Особенно если в первый раз занимаешься таким ремеслом. Нужно организовать их, и, конечно же, необходимо терпение, чтобы не срываться на детей.

- Его всегда вам хватало?

- Не всегда…

- Что эффективнее: кнут или пряник?

- Нужно применять оба средства. Причем не только с детьми, даже в команде Премьер-лиги необходим кнут. Профессионализм профессионализмом, но не все могут контролировать внутренние слабости.

- Психология многое определяет в раннем возрасте?

- От нее всегда много что зависит. Если у человека есть внутренний стержень, если он настроен на борьбу, то это проявляется в любом возрасте. Жизнь в спорте похожа на жизнь в волчьей стае – слабые не выживают. Так что психологически необходимо готовить каждого футболиста.

- Сколько вам надо времени, чтобы определить, выйдет ли толк из ребенка или нет?

- Я бы не ставил так вопрос. Я занимался с каждым ребенком, кто приходил записываться в секцию. Для этого создавал группы по уровню, порой количество юных игроков доходило до шестидесяти. Одним я уделял чуть больше времени и внимания, другим чуть меньше. В детском возрасте ни на ком нельзя ставить крест! В десять лет проявляется тысяча внешних факторов: проблемы в семье, с питанием, в общении. Быть может, через пять лет у него все изменится, и он сможет вырасти в неплохого футболиста. Необходимо применять комплексный подход к каждому молодому игроку.

- Кто-то из ваших воспитанников добился успехов?

- К сожалению, никто из них так и не стал профессиональным игроком. Быть может, в этом и я виноват отчасти. Я довел ребят до 16 лет и посчитал, что дальше они пробьют себе дорогу сами. С кем-то надо было еще работать, а кого-то представить, подтолкнуть, заниматься своего рода агентской деятельностью. Я этот момент упустил. Тем не менее, мы общаемся. Надеюсь, соберемся вот в конце месяца, сыграем в футбол.

- Сегодня агенты облегчают жизнь игроков или создают различные подводные течения?

- Сложно сказать, раньше был естественный отбор, ведь тренеры все равно видят, на что способен игрок, общаются между собой. Сегодня же порой привозят откровенный «шлак», показывают диски, на которых запечатлена одна нормальная игра за всю карьеру. Начинаешь работать с игроком и понимаешь, что он представленным качествам не соответствует.

В «Электронику» пригласил Зиновьев

- Затем ваша карьера продолжилась в «Торпедо-Виктории»…

- «Торпедо» в 1995 году выиграло первенство области, кстати, впервые в своей истории. После этого у команды появился спонсор, он пригласил тренерский штаб во главе с Анатолием Нефедовым, тот позвал в коллектив ряд игроков. В 1996 году команда вновь стала чемпионом области и шагнула в профессиональный футбол. Мне тогда было 35 лет, и я остался работать с той командой, которая играла в чемпионате региона.

- «Торпедо-Виктория» стала третьей городской командой. В ней была необходимость?

- Сложились такие обстоятельства, что появились определенные средства, которые захотели вложить в футбол, построили хороший стадион «Пионер», который сейчас, увы, сровняли с землей. Я не вникал в дела, почему команда не смогла удержаться в первом дивизионе, а затем развалилась. От тренерской чехарды и постоянной смены игроков никогда не бывает ничего хорошего.

- Эпоха, когда во второй лиге выступали шесть команд из области, может вернуться?

- Почему бы и нет?! Весь вопрос всегда упирается в финансы.

- Как вы оказались в «Электронике»?

- Мне позвонил Владимир Анатольевич Зиновьев. Я подумал, посоветовался с близкими, они поддержали меня.

- Тогда могли подумать, что когда-то клуб окажется в Премьер-лиге?

- Любая команда мечтает расти. Мысли о том, чтобы подняться на новый уровень, были всегда.

Звездная игра в 42 года

- Вторую лигу большинство зрителей считает болотом. Что можете им ответить?

- А российская Премьер-лига разве не болото по сравнению с элитными дивизионами ведущих европейских чемпионатов? Все относительно. Когда играешь во втором дивизионе, а затем выходишь в первую лигу, то думаешь: «О, как мы поднялись!». Многие меняются в это время.

- Как менялись ваши обязанности в команде при разных тренерах?

- В 2003 году меня даже заявили как футболиста. Также я всегда был помощником тренера, только менялись названия у моей должности.

- Каково было возвращаться на поле в 42 года?

- К тому времени я еще играл на первенство области, поддерживая форму. Сложилась такая ситуация, что сразу несколько игроков выбыли из строя, а заявить было некого. Осталось всего лишь 15-16 футболистов. Тогда заявили совсем молодых игроков, ну и меня до кучи. На тренировках я выполнял определенную работу, Владимир Анатольевич Зиновьев видел, что я могу чем-то помочь. Я сыграл семь игр, выходя на замену. Одна из них была звездная – со «Строителем» из Уфы. Я не забил, но сделал две голевые передачи – с игры и с углового. Тот матч мы выиграли в итоге со счетом 2:1.

Иногда хочется говорить стихами

- Олег Константинович, как состоялось ваше возвращение в большой футбол, уже в тренерский штаб «Нижнего Новгорода»?

- Для меня это было полной неожиданностью. В 2016 году я завершил последний сезон в «Волге», у Константина Северьяновича Галкина в «Олимпийце» был свой тренерский штаб, и меня пригласили работать в РЦПФ «Олимпиец», с юношами. А летом 2018 года рано утром мне позвонил руководитель пресс-службы ФК «Нижний Новгород» Сергей Козунов и сказал: «С возвращением, Константиныч!» Я опешил. Он объяснил мне, что к чему, и звонок Дмитрия Николаевича Черышева сюрпризом для меня уже не стал. А я как раз собирался ехать с ребятами 2004 года рождения на сбор, в "Изумрудное". Ну а Дмитрий Николаевич сказал, что ждет меня вечером на тренировке ФК «НН». Два раза мне предлагать не пришлось (смеется).

- С кем из тренеров вам довелось поработать?

- С Владимиром Анатольевичем Зиновьевым нам удалось создать неплохую команду, которая в 2007 году остановилась в шаге от выхода в первую лигу. Движение вверх мы сделали уже с Сергеем Анатольевичем Петренко, который на предсезонных сборах всегда уделял большое внимание физической подготовке футболистов.

Потом по ряду причин мне снова довелось поработать с Зиновьевым - в дубле «Волги». Из него вышли хорошо известные нижегородцам футболисты: Олег Смирнов, Андрей Хрипков, Артем Абрамов, Михаил Костюков (он сейчас играет в российской Премьер-лиге за казанский «Рубин», Михаил Левашов («Арсенал», Тула), Коля Вдовиченко, Миша Сорочкин…

В главную команду я вернулся при Александре Михайловиче Побегалове - настоящем профессоре своего дела. Потом с Омари Михайловичем Тетрадзе мы вышли в Премьер-лигу, где я помогал ему, а впоследствии моему земляку Дмитрию Николаевичу Черышеву, многоопытному Гаджи Муслимовичу Гаджиеву и Юрию Николаевичу Калитвинцеву, который затем возглавлял столичное «Динамо», донецкий «Олимпик», а ныне работает в житомирском клубе «Полесье».

- При Черышеве «Волга» не только сохранила место в РПЛ, но и дошла до полуфинала Кубка России.

- А это и неудивительно, ведь в команде лидерами были такие большие мастера, как Андрей Каряка и Руслан Аджинджал. Тогда мы обыграли в Москве «Спартак» в серии послематчевых пенальти, потом дома в дополнительное время, играя в меньшинстве после удаления Михаила Кержакова, заставили капитулировать грозненский «Терек», а в полуфинале в Лужниках были близки к успеху в поединке с московским «Динамо», однако в финал все же вышли бело-голубые…

- В ФНЛ «Волга» занимала свои места?

- Могли подняться и повыше, но слишком уж много было разных проблем, и, прежде всего, финансовых. Тем не менее, в сезоне-2013/2014 сохранили место в ФНЛ за несколько туров до финиша, а в следующем первенстве поднялись в десятку сильнейших. Жаль, что хорошая команда была в итоге расформирована.

- Вокруг последнего матча «Волги» с «Енисеем» ходило много слухов. В отсутствие Андрея Талалаева (он сказался больным и из Астрахани полетел сразу домой, в Москву) вы с Александром Марковичем Вингартом и Александром Сергеевичем Гутеевым готовили команду к игре. И в результате «Волга» разгромила сибиряков со счетом 4:0. А вы в стихах ответили злопыхателям на послематчевой пресс-конференции…

- Мы попросили ребят в последней игре сезона выложиться и сыграть так, как они умеют. Результат 4:0 говорит сам за себя. Ну а мое четверостишие на пресс-конференции – это не что иное, как лирический экспромт:

Мы будем биться, чтоб там ни писали,
И пусть букмекеры готовят западню,
Мы просто победим, чтоб все от нас отстали
И не велись на всякую х…ню.

Иногда хочется говорить стихами (улыбается).

- Кстати, говорят, вы неплохо играете на гитаре, поете?

- Сейчас уже редко, если только сильно попросят, для настроения. Но в кругу друзей могу взять в руки гитару и выдать «пару старых хитов» (смеется). Вот на юбилее споем обязательно!

- Определили для себя, когда захотите уйти из футбола?

- Пока я не насытился этой игрой. Каждый год продолжаю учиться, сейчас вот работаю в родной восьмой школе, снова занимаюсь с молодыми футболистами. Можно сказать, продолжаю дело всей своей жизни.
Пресс-служба ФК "Пари НН"
Количество показов56

популярные новости

все новости

Используя данный сайт, вы даете согласие на использование файлов cookie, помогающих нам сделать его удобнее для вас.