Виктор Дроздов – горьковский голеадор

все новости
Виктор Дроздов – горьковский голеадор
О Викторе Ильиче Дроздове я уже писал несколько лет назад. Но, работая над книгой об истории нижегородского футбола, обнаружил в воспоминаниях ветеранов много интересных фактов об этом футболисте.

Наше досье

Виктор Ильич Дроздов – 1913 г. р.
Воспитанник юношеской команды клуба железнодорожников «Спартак» (Канавино). Нападающий. Мастер спорта СССР.
Выступал за горьковские команды: «Тяга», «Железнодорожники» - 1931 - 1933 гг., ГАЗ, «Завод им. Молотова», «Торпедо» - 1934 – 1946 гг. Играл за сборную города Горького (1933 – 1943 гг.).
Двукратный чемпион Поволжских Спартакиад (1935, 1936 гг.), обладатель Кубка ВЦСПС (1936 г.), финалист Кубка ЦС ДСО «Торпедо» (1938 г.).
Участник матчей на первенство и Кубок ВЦСПС, на первенство и Кубок СССР.
За сборную города и автозаводские команды сыграл 128 официальных матчей, забил 106 голов.
Тренер горьковского «Торпедо» (1946 – 1954 гг. – с перерывами).

Из воспоминаний Николая Ивановича Дунаева, нападающего горьковского «Торпедо» (беседа состоялась в 80-е годы):

– С Витькой Дроздовым мы жили рядышком, в Канавине. Правда, в детстве играли за разные «футбольные ватаги» – так в те годы называли «дикие», неорганизованные команды. О футбольной экипировке мы даже и не мечтали. Мячи настоящие видели только в играх взрослых команд. Мы, пацаны, мастерили мячи, из чего придется. Сено, пакля, тряпки – всё шло в ход. Делали еще мячи из обычной золы. Тогда повсюду было печное отопление, и недостатка в ней не было. Делались мячи из золы так: брали пару чулок, вдевали один в другой и набивали золой. Причем обязательно один из чулок не должен быть дырявым. Их мы частенько «заимствовали» с бельевой веревки, за что нам иной раз и попадало. После игры «зольным мячом» ноги у нас становились черные.

Нам, наверное, было лет по двенадцать. Был случай, который меня с Дроздовым поссорил на несколько лет. «Зольный мяч» предоставила команда Виктора. Дроздов утверждал, что «мяч» сто игр выдержит (смеется – авт.). Началась игра, и первый же удар Дроздова по нашим воротам обернулся… дракой стенка на стенку. Содержимое «мяча» высыпалось на голову вратаря, моего друга Степки Белова. Помирились мы только тогда, когда играли за «детскую» команду клуба железнодорожников «Спартак».

Здесь надо пояснить: в ту пору так назывались юношеские команды. КЖ «Спартак» был самым сильным в окрестностях Нижнего Новгорода. И наша детская команда была ему под стать. Но наши сверстники из других команд, которых мы обыгрывали с двузначным счетом, пробились к восемнадцати годам в «основы». А некоторые ходили в перспективных. Мы же «зависли» во второй команде. Потому что в первом составе никого не могли «подвинуть». Там же «звезды». Тот же Витя Дроздов – центрфорвард. Мог он составить конкуренцию лучшего игроку своего амплуа в городе – Леониду Ефимову? Нет, конечно. Хотя со слабыми соперниками нас выпускали за «основу».

Шанс появился в 1932 году, когда несколько лидеров во главе с Леонидом Ефимовым перешли в команду ГАЗа. Виктор Дроздов без проблем занял место записного бомбардира «железнодорожников». И получил приглашение в сборную города. А там его позиция оказалась занята опытным мастером – тем же Леонидом Ефимовым. Здесь, надо отметить, Леонид Дмитриевич поступил мудро. Он сам уступил место молодому футболисту, сместившись на позицию правого инсайда.

В 1934 году Виктор Ильич Дроздов перешел на ГАЗ. Новое перспективное предприятие и новая команда, которая делала в то время первые шаги в футболе. Дроздов рос вместе с командой. В 1935 году сборная Горького впервые выигрывает Спартакиаду Поволжья. Решающий матч с хозяевами – командой Сталинграда. Игра равных соперников. Переполненный стадион «Динамо» болеет, безусловно, за хозяев. Горьковчанам нужна только победа. И ее за четыре минуты до финального свистка приносит Дроздов, завершив усилия партнеров.

В конце 30-х годов Виктор Дроздов – главная ударная сила горьковского «Торпедо». О горьковском голеадоре, конечно же, знают в столицах. «Торпедо» (Горький) не принимает участие в чемпионате 1938 года. И Виктора приглашают столичные одноклубники. Команда «Завода им. Молотова» готова помочь «Заводу им. Сталина», ведь оба футбольных коллектива входят в одно ДСО «Торпедо». Дроздов собирает свои нехитрые пожитки и едет на вокзал. Но тут уже спохватились «молотовцы». А вдруг их бомбардир уедет насовсем?!

Автору этих строк несколько человек рассказывали примерно одну и ту же историю: «По Автозаводскому шоссе неслась на большой скорости «Эмка». В ней, кроме шофера, представитель завкома автозавода и два милиционера. Они не бандитов преследовали, не шпионов, а хотели не дать уехать в Москву Виктору Дроздову. Он же может остаться в столице навсегда! И успели, за считанные секунды до отправления поезда милиционеры вывели из вагона «сбежавшего» нападающего, как говорится, с вещами».

А в 1939 году горьковскому «Торпедо» вдруг стал не нужен Виктор Дроздов.

Вспоминал Ливерий Андреевич Носков, нападающий «Торпедо» (беседа состоялась в начале 90-х годов):

– Тренер «Торпедо» Александр Андреевич Келлер был у нас играющим, ведь когда он к нам пришел в 1938 году, ему было всего 27 лет. В тот год «Торпедо» проводило контрольный матч со сборной города Горького на стадионе «Локомотив-Чугунка» в Канавине. У сборной не хватало защитника. Вот Келлер и решил его подменить. Однако Александр Андреевич сам был футболистом не очень высокого уровня. Дроздов раз его легко обыграл и забил, второй раз «развернул», и снова гол. Не знаю, как это получилось, вряд ли Келлер умышленно грубил. Но Виктору прилично досталось по ногам. Слово за слово, и нам пришлось растаскивать наших центра нападения и тренера. Матч судил Леонид Дмитриевич Ефимов. Он тут же удалил драчунов с поля. Игра закончилась. Смотрим, а Келлер с Дроздовым на трибуне сидят и дружески беседуют. Думали, инцидент исчерпан… Но, видимо, Александр Андреевич затаил обиду. И в 1939, и в 1940 году всем говорил, что у нас нет центрфорварда. Приглашались ребята со стороны. А Дроздова, прирожденного центрфорварда, он ставил то инсайдом, то на край атаки. До смешного доходило. Сейчас уже ни год, ни с кем играли, за давностью лет, не вспомню. Но у нас на позиции центрального нападающего играл полузащитник Виктор Гуськов. А на скамейке запасных сидел абсолютно здоровый, настоящий центрфорвард – Дроздов.

Карьера футболиста коротка. В 1946 году Дроздову уже 33 года. В разгар сезона по состоянию здоровья «Торпедо» покидает тренер Петр Петрович Беспалов. Решили поставить у руля команды своего тренера. Выбор пал на Дроздова.

Вспоминал Алексей Иванович Салаков, нападающий «Торпедо» (беседа состоялась в конце 80-х годов):

– У нас в команде было много дипломированных специалистов, все-таки техникум физкультуры заканчивали. Выбор пал на Дроздова. Виктор Ильич знал игру до мельчайших подробностей и был хорошим психологом. И самое главное, имел авторитет у своих подопечных. Однако в завкоме ГАЗа решили, что Дроздов еще малоопытен, и пригласили тренером Николая Николаевича Козловского. Тот был эрудированным специалистом, но не умел ладить с людьми. В итоге с середины сезона 1947 года Дроздов вновь возглавил команду. При нем «Торпедо» неплохо выступало. У нас в Горьком в то время считали, что лучшие тренеры в Москве. Мол, наши ничего не умеют. Тренировки у них какие-то примитивные. С Алексеем Геннадьевичем Соколовым (1948 г.) и Виктором Александровичем Масловым (1949 – 1951 гг.) Дроздов составлял хорошие тренерские тандемы. Наставники дополняли друг друга, что шло на пользу команде. Когда Маслов возвращался в Москву, он говорил: «Дроздов – хороший специалист, его ставьте старшим тренером». Где там, находились доброхоты, которые давай всем говорить: «Надо тренера из Москвы пригласить».

Выбор на сей раз пал на Николая Яковлевича Глебова. Безусловно, он специалист неплохой. Однако перед сезоном 1952 года Дроздов хотел на сборы везти группу молодых ребят из команд города и области. Говорил: «У нас в Горьковской области футбол – спорт номер один. Массовость переросла в мастерство. Неплохие футболисты появились. Думаю, человек пять можно взять в команду». Но пришел Глебов и привез своих. В итоге потеряли местных парней. Еще раз повторяю: Глебов – тренер хороший. Однако он прослыл новатором. Конечно, придумывать, какие-то новые схемы и методики тренировок надо. Ведь футбол начала 50-х очень отличался от футбола нашей молодости 30-х годов. Но футбольная команда – это не производственная площадка. Всему нужно знать меру. Помню, перед стартом сезона Виктор Ильич по делам звонил в заводской комитет ДСО «Торпедо». На мой вопрос, как команда, он ответил: «Я не пойму, к чему мы готовимся. К чемпионату по тяжелой атлетике или по футболу? Глебов ребят загонял. Я ему говорил об этом. Но у Николая Яковлевича один ответ: «Ильич, вот увидишь начнется чемпионат, ребята побегут». И побежали…

Первый круг «Торпедо» откровенно провалило. В завкоме решили снять тренеров. И если Глебов, собрав вещички, отбыл восвояси, то на Дроздова «всех собак повесили». Виктор Ильич, конечно, обиделся. И после июня 1954 года Дроздова никто и близко около стадионов не видел.

Так закончилась «футбольная жизнь» незаурядного футболиста и, думается, тренера, которому не дали поработать самостоятельно, Виктора Ильича Дроздова.

Григорий ГУСЕВ, архивариус нижегородского футбола

На фото. 1936 год. Виктор Дроздов в составе команды завода имени Молотова – третий слева.
Пресс-служба ФК "Пари НН"
Количество показов64

популярные новости

все новости

Используя данный сайт, вы даете согласие на использование файлов cookie, помогающих нам сделать его удобнее для вас.