Владимиру Винокурову - 65!

все новости
Владимиру Винокурову - 65!
Ветеран нижегородского футбола Владимир Винокуров известен по выступлениям за смоленскую «Искру», дзержинский «Химик», горьковские клубы «Волга» и «Красная Этна». Также Владимир Вячеславович занимался судейством, а по окончании карьеры футболиста, арбитра и тренера стал футбольным функционером. Вот уже 20 (!) лет он работает в МФС «Приволжье», а 10 марта отметил свой 65-летний юбилей. В его преддверии состоялось наше интервью.

Хотел быть похожим на Коноваленко

– Владимир Вячеславович, скажите, вы с самого детства к спорту были неравнодушны?

– Сам я автозаводский, детство провел в центре района, где сейчас станция метро «Парк культуры». Самое главное, что радовало – рядом были стадионы. И хоккейный, куда отец меня водил мальчишкой на матчи с участием «Торпедо», и учебно-тренировочный стадион, где я наблюдал, как бывшие футболисты «Торпедо», когда не стало этой команды, играли на первенство завода. Полный стадион собирался на их матчи!

А еще очень запомнилось, как великие хоккейные команды, которые приезжали в Горький, проводили открытые тренировки на открытом льду – тогда ведь ни Дворца спорта не было, ни даже искусственного льда. Я видел ЦСКА, «Динамо», «Спартак», «Крылья Советов». Тогда пускали всех желающих на открытые тренировки накануне игры. Увидеть всех «звезд» для меня, мальчишки, было невероятным счастьем! Но главным кумиром все равно был наш, горьковский хоккеист – великий вратарь Виктор Сергеевич Коноваленко. И первое сочинение, которое я в школе написал на тему «На кого бы ты хотел быть похожим», было посвящено именно ему. Хотя тогда Виктор Сергеевич только начинал свою карьеру и «звездой» еще не был.

– А помните, когда сожгли открытый торпедовский стадион?

– У меня отец на этой игре присутствовал. Был поединок «Торпедо» – ЦСКА. Анатолий Владимирович Тарасов предъявлял претензии ко льду – мол, лед не готов в Горьком. То на поздний вечер начало матча назначали, то на раннее утро – пока оттепель каток не растопила. Люди то билеты сдавали, то опять шли покупать… В итоге, насколько я помню, матч так и не был доигран, и кто-то из недовольных болельщиков бросил некое подобие файера, и деревянный стадион тут же вспыхнул. Отец рассказывал, как он прыгал сверху в сугроб с трибуны. Хорошо хоть еще снег не растаял. Потом он приводил меня на это пепелище посмотреть…

Маме пришлось смириться

– Тем не менее, вы не хоккеистом стали, а футболистом…

– Отец у меня играл в футбол, защищал ворота. Сам он лысковский, выступал за эту команду, потом долго на первенство ГАЗа играл. А как я сам связал свою жизнь с футболом? Помню, серьезно заболел, даже физкультурой заниматься запретили лет в 11. Но тяга к спорту все пересилила. Примерно через год моя мама смирилась с тем, что в семье еще один футболист будет, и я начал тренироваться с группой мальчишек в спортклубе «Чайка», которые были на год, а то и на два старше меня. Хорошего уровня тогда было первенство города по юношам. Потом за школу «Локомотива» выступал на первенство СССР по своему возрасту, за сборную области «Трудовые резервы», завоевавшую третье место в России, в которую меня пригласил Семен Наумович Шапиро, за юношескую сборную области школьников. А следующий этап – приглашение в сборную РСФСР. В 1971 году мы стали первыми в Союзе на «Кубке Надежды». В финальном турнире принимали участие шесть сборных. А спустя год мы стали третьими на Спартакиаде школьников СССР. Так и дошел до команды мастеров потихоньку (улыбается).

– Вы всегда на позиции форварда играли?

– Да, всегда, но либо играл крайним нападающим, либо в центре. На уже упомянутой Спартакиаде пару раз сыграл на непривычной для себя позиции полузащитника, причем пришлось опекать ведущих игроков средней линии команд-соперниц.

Первая встреча с фанатами

– Владимир Вячеславович, а как вы в команде мастеров оказались?

– Мой тренер Александр Михайлович Брюзгин предложил меня в дзержинский «Химик», которым тогда руководили Владислав Борисович Михайловский и Аркадий Петрович Афанасьев. Они и пригласили меня в команду. Шел 1971 год, мне тогда было 16 лет. До этого Ливерий Андреевич Носков уже давал мне возможность потренироваться с «Волгой». Было очевидно, что попасть в состав просто нереально в таком возрасте.

А в 1975 году меня вызвали в смоленскую «Искру» – пришла пора служить в армии. Один сезон я отыграл за эту команду во второй лиге чемпионата СССР. Потом вернулся в «Химик». Но так обстоятельства сложились, что пришлось уйти из команды. Съездил в Якутию, четыре месяца там отыграл. А оттуда вернулся уже в «Волгу». Ее тогда тренировал Владимир Михайлович Беляков. Коллектив, помню, был просто замечательный! Команда на тот момент сильно омолодилась, ребята все были амбициозные.

Сезон 1977 года мы начали крайне неудачно – молодежь есть молодежь, тем более, календарь был для нас был очень тяжелый на старте первенства. Попали сразу же на ивановский «Текстильщик», который тогда только вылетел из первой лиги. Соперник нас просто разорвал… Хоть и счет был 0:2, но по игре «Тестильщик» нас был наголову сильнее на тот период. Потом «Химику» проиграли в Дзержинске, затем в Белгороде, в Орле, в Курске – пять поражений подряд… Но после этого потихонечку начали подниматься. Во втором круге «Волга» окрепла, ребята «притерлись» друг к другу, сыгрались.

Наверное, самым запоминающимся для меня был в том сезоне поединок в Воронеже. Местный «Факел» на тот момент был своеобразной сборной, составленной из бывших игроков двух столичных клубов – «Спартака» и «Торпедо». Папаев, Тукманов, Елизаров в воротах, два Проскуриных – любители футбола со стажем наверняка помнят эти фамилии… Состав был просто сумасшедший! Мы сыграли там вничью – 2:2, при переполненных трибунах. Вели 2:1, но наш голкипер Виктор Мясников порвал ахилл во время игры. В ворота встал даже не второй вратарь, который был травмирован и не поехал в эту поездку, а третий – совсем еще юный Саша Чибышев. В итоге гол он пропустил после штрафного, который исполнялся с очень приличного расстояния…

Поразили меня тогда воронежские фанаты. Тогда в СССР вообще и термина-то такого не было, но в Воронеже были именно фанаты, а не хулиганы. У них уже тогда был свой собственный сектор, и посторонним туда дорога была закрыта. И если там кто-то что-либо смел «пикнуть» против «Факела», они брали на руки этого человека и спускали его вниз с трибуны. Спокойно, без всякого мордобоя. Вот это была культура боления! Так вот, после финального свистка подходит группа этих самых фанатов к Белякову с просьбой… зайти в нашу раздевалку. Он сначала насторожился: зачем? А они просто хотели поздравить команду «Волга» с прекрасной игрой. Тот разрешил. Смысл слов воронежских фанов заключался в том, что «Волга» показала, как надо играть против «закормленных» игроков местного клуба. К тому же мы перед этим у себя дома обыграли краснодарскую «Кубань» со счетом 2:1, которую «Факел» тогда никак одолеть не мог. Фанаты в конце просят Белякова: «А можно мы ваших ребят до автобуса на руках донесем». Владимир Михайлович тогда, естественно, произнес: «Ни в коем случае!».

Кстати, по поводу той игры с «Кубанью». Ее тренировал знаменитый тренер Корольков, который где-то проронил такую фразу перед игрой: «Слабее команды, чем «Волга», я не видел». Мы играли в Сормове, народу собралось 10 тысяч человек. У ребят был просто сверхнастрой!

Из «Волги» ушел из-за травм

– Много вы голов забили в том сезоне 1977 года?

– Пять мячей. И все до сих пор отлично помню. Первый – орловскому «Спартаку», ворота которого защищал Коля Князев. На 40 минуте. Потом – владимирскому «Торпедо», командам из Орехова-Зуева и Тамбова. Запомнился гол Владимиру. Оторвался от защитников, на замахе обыграл вратаря… А в Тамбове (и это при моем-то невысоком росте!), когда «Волга» была на грани вылета и нам нужна была хотя бы ничья, я после подачи углового умудрился выпрыгнуть выше всех и головой направил мяч в сетку, сравняв результат. Матч завершился со счетом 1:1. В том сезоне «Волга» заняла в итоге 18 место из 21 коллектива. А свой пятый гол забил в рамках Кубка РСФСР в ворота одноклубников из Калинина.

– А в 1978 году вы всего две игры за «Волгу» сыграли. Почему?

– На предсезонных сборах я достаточно мячей забил, хотя иногда всего на 15 минут выходил на поле из-за травм. Но впоследствии они дали о себе знать. И я всерьез задумался о том, чтобы получить высшее образование. В мае я из «Волги» рассчитался, хотя был в заявке до конца первого круга. Стал учиться в вузе и играл на первенство области за Кстово. Кстати, Кстово тогда впервые попало в призеры, заняв второе место. Следующий сезон играл уже, можно сказать, «на одной ноге» – порвал связки коленного сустава. А потом были два десятка лет в «Красной Этне», где председателем коллектива физкультуры был Валерий Иванович Нестеркин, а старшим тренером – Юрий Иванович Аникин. Задача там всегда была одна – занять первое место. И играл там, и забивал много, и тренерской деятельностью занимался. Наверное, это были самые лучшие годы (улыбается). Я благодарен тем ребятам, с которыми я все эти годы играл и сотрудничал. В 1988 году мы играли на КФК, заняли тогда пятое место из 12 команд. Я тогда был и играющим тренером, и администратором, да еще и… судьей. Соперники были сильные. В команде «Звезда» (Городищи), которая выиграла турнир, было пять футболистов волгоградского «Ротора». Второй тогда стала саранская «Светотехника», третьей – команда из Зеленодольска. По сути, это были профессиональные команды. Нашими соперниками были дубли «Ротора», самарских «Крыльев».

Умерил пыл Латыша

– Владимир Вячеславович, а с каких пор вы судить футбольные матчи начали?

– Первый раз со свистком на поле вышел еще во время службы в армии. В более зрелом возрасте начал и первенство города, и первенство завода «Красная Этна» судить, при этом продолжал играть сам. Затем чисто случайно, в самый последний момент, меня рекомендовали на первенство Союза, когда Москва одного из арбитров не допустила до работы. С 1984 до 1987 года меня держали в резерве, и вот, наконец, свершилось… Причем в рекомендательном списке от Горьковской области были всего четыре человека.

Естественно, начинал с лайнсмена. А уже через год стал главным арбитром. Работал на матчах второй лиги чемпионата СССР. В итоге провел 12 сезонов. Наверное, под такое количество возрастных цензов, как я, никто не попадал. Когда начинал, думал, до 50 лет буду судить, а закончил в результате в 43 года.

– Первую лигу не довелось судить?

– В поле – нет, только на линии. Поехал на сборы с арбитрами первой лиги, прошел их. Но во время сборов вышло распоряжение сократить возрастной ценз до 43 лет. И я под него попал как раз…

– Какие матчи в качестве арбитра отложились в памяти?

– Мне довелось обслуживать матчи первого финального турнира Кубка России в 1988 году, который проходил в Майкопе. Вот эти соревнования запомнились.

Наверное, всегда буду помнить игру первенства в том же Майкопе: кавказское дерби Майкоп – Пятигорск. Тогда борьба шла за попадание во вновь созданную тогда буферную лигу. На стадионе, который вмещал 7 тысяч зрителей, присутствовали 10 – даже вокруг поля все было забито людьми. И случись какие беспорядки, никакая милиция, никакой ОМОН бы их не пресек. Пятигорск шел вторым, команда была очень приличная. А капитаном майкопской дружины, которая в начале сезона растеряла много очков, был Николай Латыш, известный впоследствии как помощник Валерия Газзаева в московских «Динамо» и ЦСКА. И Майкопу очень нужна была победа.

Судей попросили по возможности обойтись без желтых и красных карточек. Но как это сделать в кавказском дерби, я до конца не понимал. И так само собой сложилось, что Майкоп на первых минутах забил два мяча. После этого, чтобы не накалять ситуацию, я фиксировал практически все нарушения, даже малейшие. И карточек, и пенальти мне удалось избежать. Хотя был эпизод с очень жестким столкновением. Латыш прибежал ко мне с противоположной половины поля в крайне возбужденном состоянии. Пришлось держать ему руки за спиной, чтобы умерить пыл капитана. Я произнес: «Коля, счет 2:0 в вашу пользу, надо успокоиться». Надо было видеть его реакцию на мои слова – он как-то сразу обмяк, а потом как рявкнет на своих партнеров: «Всем молчать! Всем играть!». И обе команды мгновенно успокоились, а Майкоп в итоге выиграл – 5:0. Причем со стороны проигравшей команды абсолютно никаких претензий по судейству не было. Даже благодарили за то, что обошлось без карточек: у них несколько ведущих игроков были «на крючке», и в случае предупреждений им бы пришлось пропускать решающие матчи.

Пожалуй, еще одну забавную историю нельзя не вспомнить. 1988 год. Раздается звонок на стадион «Красная Этна», где я работал. Я в это время был на тренировке, прихожу, а мне передают: «Послезавтра игра в Ижевске, судишь матч местного «Зенита» с дзержинским «Химиком». Я понять не могу, как такое возможно – ну, никак не может нижегородский арбитр судить встречу с участием команды из Нижегородской области! Думаю, отказываться поздно, надо ехать. Потом выясняется, что человек, который делал это назначение, перепутал Дзержинск с украинским городом Днепродзержинском, поэтому меня по ошибке и отправил работать на эту игру. Перед матчем говорят: «Если будут претензии от команды хозяев, не видать тебе больше судейства». А потом заходят представители штаба «Химика» – старший тренер Юра Волков, начальник команды Юра Силантьев. «Ты какими судьбами здесь?», – спрашивают. «Помощником, что ли?». «Нет, главным», – отвечаю. Они поверить не могут. А после игры мне и говорят: «Нас на выезде еще никто так не судил». В общем, Ижевск выиграл со счетом 2:0 при 25-тысячной зрительской аудитории.

«Колдовство» вокруг календаря

– В этом году исполняется 20 лет, как вы трудитесь в Межрегиональном футбольном союзе «Приволжье». Об этой своей работе расскажите нашим читателям.

– Меня пригласил в 2000 году во вновь созданную организацию МФС «Приволжье» Владимир Иванович Афанасьев как специалиста, который бы помог организовать подготовку молодых арбитров, поскольку была поставлена задача омолодить судейский корпус. Предупредил в «Красной Этне» заранее, что ухожу на другую работу. Собрал группу перспективных судей, их количество доходило до 25 человек. В их числе были Миша Вилков, Игорь Низовцев, Денис Ледков, Володя Белов, Дима Зайцев. Во многих регионах Приволжья организовывали курсы подготовки.

Сначала я был заместителем председателя судейского комитета МФС «Приволжье» и заместителем председателя комитета по проведению соревнований. Со временем возглавил последний.

– Насколько я знаю, календарь первенства МФС «Приволжье» составляете именно вы. Тяжелая работа?

– Если честно, был у меня непродолжительный период времени лет пять назад, когда настроение было просто упадническое. Я просто-напросто не знал: сколько в итоге будет команд участвовать в первенстве? Как верстать календарь? Никто не мог ответить на эти вопросы. Руководители команд на местах отвечали примерно одно и то же: да, мы готовимся, но денег нет. Сначала было 9 команд, потом 10, 11… Всё, вроде бы остановились на этой цифре, начал «колдовать» над календарем. Потом вдруг пришло сообщение, что «Волга-Олимпиец» заявляется…

Потом мы изменили структуру и формат Кубка МФС «Приволжье». Почему? Если играть по традиционной кубковой системе с выбыванием, то некоторые коллективы уже после двух матчей покинут турнир. При нынешней же формуле все играют, как минимум, шесть игр.

А что касается календаря первенства… Самое страшное для меня случилось несколько лет назад в Саранске. В общей сложности мне пришлось составить 22 варианта календаря! То одна команда отказывается от участия, то другая включается, потом опять все по кругу… А тут заменой одного клуба на другой не обойдешься – надо менять пары. Так вот, заканчивалось дело совещанием в Саранске. В самый последний момент очередная команда снялась, зато приехал представитель пензенского «Строителя», привез документы, подтверждающие участие. На меня опять все дружно посмотрели: мол, давай, еще раз переделывай. Представители команд должны были разъезжаться по домам, и мне дали четыре часа на переделку. Очень помогла одна саранская девушка из «Светотехники», звали ее Оля. Мы приехали к ним на базу. Я красной пастой вносил изменения в бумажную версию календаря, она следом – в версию электронную. Сделали за полтора часа. Потом начали проверять. Распечатали, всё успели. Вот это был действительно форс-мажор!

Посиделки со старыми друзьями

- Вскоре вы вступаете в свой юбилейный сезон в МФС «Приволжье»…

- И не говорите-ка: двадцать лет промелькнуло, как один день. Задачи передо мной поставлены все те же: составление календаря, организация и проведения первенства и Кубка МФС «Приволжье». В прошлом году удалось набрать 15 команд – хороший по нынешним временам результат. Жаль только, что нижегородский «Локомотив» снялся после первого круга. В этом году команд пока поменьше, но еще есть время, посмотрим, как будет в итоге. Сезон стартует 29 апреля. А еще занимаюсь сейчас формированием состава участников финального турнира среди победителей регионов, входящих в МРО «Приволжье». От нашей области в нем примет участие богородский «Спартак».

- С ветеранами нижегородского футбола встречаетесь?

- Конечно. Осенью 2019 года футбольный клуб «Нижний Новгород» пригласил нас на новый стадион на Стрелке, и мы посидели так душевно, вспомнили былое. Собрались там ветераны разных поколений, все, кто смог. Это и Аркадий Петрович Афанасьев (кстати, 9 марта ему исполняется 92 года), и Николай Иванович Козин, Гена Масляев, Костя Галкин, Толя Степанов, Валера Нестеркин… Валера Малышев приехал из Павлова (мы вместе с ним за «Волгу» играли). Да, много кто был: человек тридцать. Пообщались замечательно. Жаль только, что с каждым годом всё меньше нас остается.

- Ощущаете, что вам вот-вот стукнет 65?

- В душе по-прежнему чувствую себя молодым, а вот здоровье, бывает, подводит. Хотя на любимой работе забываешь обо всем. Так что есть еще порох в пороховницах!

Беседовал Андрей ОРЛОВ, «Футбол-Хоккей НН»
Пресс-служба ФК "Пари НН"
Количество показов128

популярные новости

все новости

Используя данный сайт, вы даете согласие на использование файлов cookie, помогающих нам сделать его удобнее для вас.