Забивал «Спартаку» и «Динамо», а в 30 лет стал… слесарем

все новости
Забивал «Спартаку» и «Динамо», а в 30 лет стал… слесарем
Сегодня в рубрике «Легенды нижегородского футбола» мы расскажем о грозном нападающем горьковского «Торпедо» 50-х годов ХХ века Николае Матвееве.

Наше досье
Николай Николаевич МАТВЕЕВ родился 19 декабря 1928 года в селе Большая Федоровка Татищевского района Саратовского округа Нижневолжского края.
Воспитанник группы подготовки при команде мастеров «Торпедо» (Горький). Нападающий. Мастер спорта СССР.
Выступал за команду мастеров «Торпедо» (Горький) в 1951 - 1958 гг. В первенствах СССР провел 161 матч, забил 33 мяча.
Умер 18 октября 2016 года в Нижнем Новгороде после тяжелой, продолжительной болезни.

Детство Николая Матвеева пришлось на трудное военное время. Казалось, было не до игр и забав. Но мальчишки есть мальчишки. В свободную минуту они на пустырях Автозавода гоняли мяч. О настоящем футбольном мяче приходилось только мечтать. Обычно делали «футбольный снаряд» из тряпья и старых чулок. Как-то раз за футбольными баталиями ребятни наблюдал тренер группы подготовки команды мастеров «Торпедо» Амбросов. Он-то и пригласил юного Матвеева в свою команду. Николай быстро прогрессировал, играл за клубную команду «Торпедо» (Горький) на первенство города Горького и РСФСР.

С Николаем Николаевичем Матвеевым меня, молодого в то время человека, в 1988 году познакомил старый рабочий, мой коллега. Передо мной стоял рабочий в спецовке с натруженными руками. «Это же слесарь!», - подумал я. Может, что-то мой коллега напутал, и этот Матвеев играл в футбол на первенство завода. Но, как бы читая мои мысли, товарищ сказал: «Не сомневайся, это настоящий футболист Николай Матвеев». Тогда мы и познакомились, а наша беседа состоялась чуть позже. Предлагаю ее вашему вниманию.

- Николай Николаевич, а коллеги по работе знают, что вы в молодости были футболистом команды «Торпедо» (Горький)?

- Старики знают. А молодежь теперь даже и не в курсе, что на Автозаводе была команда мастеров по футболу.

- А вы как в нее попали?

- Я был как перспективный футболист у тренеров команды мастеров «на карандаше». Еще в 1950 году должен был дебютировать в «Торпедо». Но на предсезонных сборах не рассчитал свои силы. С таким рвением тренировался, что у меня были обнаружены «шумы» в сердце, и сезон-1950 пришлось пропустить. Перед сезоном 1951 года меня наигрывают в основной состав. И снова неудача. Перед стартом в товарищеском матче я получаю травму. Нога болит. Играть не могу. Но «Торпедо» в классе «А» стартовало крайне неудачно. Тренеры спешно перетасовывали состав. Некоторые футболисты их не устраивали. И взор нашего руководства пал на меня. Сделали мне «блокаду», и я вышел на поле. Сыграл вроде ничего для дебюта.

- А свой первый гол за «Торпедо» ленинградскому «Зениту» помните?

- В 1951 году я еще забивал московскому «Динамо», а в 1954 году столичному «Спартаку». Времени много прошло. Из памяти многое стерлось. Помню, как «Спартаку» забил. Наша атака. Спартаковцы неудачно выносят мяч, и я с лета пробил прямо в угол ворот. Было это в конце первого тайма, и «Торпедо» повело - 1:0. А после перерыва столичная команда устроила нам хорошую взбучку. И мы проиграли - 1:4.

- Были ли шансы у «Торпедо» в 1951 и 1954 годах остаться в классе «А»?

- Шансы всегда есть, но мы их не использовали. В те годы была негласная квота на представительство команд в классе «А». Ее для РСФСР с лихвой выбирали Москва и Ленинград. А горьковское «Торпедо» не особенно горели желанием там видеть. А в 1954 году нас старший тренер Николай Яковлевич Глебов просто загонял на предсезонке. Мы весь первый круг приходили в себя. А когда вроде все вошло в норму, «поезд ушел» без нас.

- А могли после сезона 1954 года вернуться в класс «А»?

- В 1955 году должны были это сделать. У тренера Валерия Борисовича Бехтенева подобрался неплохой состав. Мы в первом матче сезона в гостях просто выносим ростовских одноклубников - 6:0! Но нам фатально не везло. То потеряем очки с заведомо слабым соперником, то, имея преимущество, из восьми стопроцентных голевых моментов реализуем лишь один, а у соперника два полумомента за всю игру, и он реализует оба. В итоге мы заняли четвертое место, отстав от лидера - ОДО (Свердловск), на пять очков. А в очных встречах с уральскими армейцами мы взяли три очка из четырех.

- С 1956 года «Торпедо» (Горький) из одного из лидеров класса «Б» превращается в середнячка…

- В 1956 году у руля команды встал Николай Васильевич Евсеев. Его приход совпал со сменой поколений. У нас в команде появилась неплохая молодежь. Заняли в итоге седьмое место. Могли бы подняться и выше, но в ходе сезона столичное «Торпедо» у нас забрало главного бомбардира - Славу Метревели. А это много для нас тогда значило.

- В сезоне 1956 года вы сделали единственный хет-трик в своей карьере.

- В Баку местному «Нефтянику» три гола забил, и мы выиграли - 3:2. Просто в тот день у меня всё получалось на футбольном поле.

- Чем еще запомнился тот сезон?

- Последний матч был отложенный и проходил в середине ноября в Тбилиси. Нам он практически ничего не давал. В случае победы мы седьмые, а при другом результате займем восьмую строчку в итоговой таблице. Разница небольшая. А вот хозяевам - команде ОДО - победа давала многое. Они по очкам догоняли лидера - куйбышевские «Крылья Советов». И у них тогда за первое место была бы переигровка. Мы в этом матче победили - 3:1. Грузины были в гневе. Еще во время игры футболисты ОДО подбегали к судье с вопросами: «Когда дашь пенальти? Тебе, что: мало заплатили?».

А после финального свистка на поле полетело всё, что можно было до него добросить с трибуны и что было под рукой. Мы вместе с судьями забаррикадировались в раздевалке. Окна в ней были тут же разбиты камнями. Раскурочили и автобус, привезший нас на игру. Хотя его нам предоставили хозяева. Хорошо, что тбилисская милиция взяла нас под охрану. Мы сидели в осаде до поздней ночи. А потом нас под охраной автоматчиков на бронетранспортерах вывезли до границы с РСФСР.

- Да, «весело» было! А часто в то время были беспорядки вокруг футбольных матчей?

- Тогда не только время было другое, но и люди. Болельщики могли «перемывать нам косточки» от одного матча и до следующего, но особых безобразий не допускали. Помнится, в 1952 или 1953 году на центральном стадионе «Торпедо» один пьяный горе-болельщик пытался швырнуть пустую бутылку на поле. Так его милиция еле отбила у разъяренной толпы трезвых любителей футбола. Ему вдогонку кричали: «Сволочь, из-за тебя команду могут наказать и стадион дисквалифицировать». Были выражения в его адрес и «покрепче». До нас, конечно, доходило, что были беспорядки около футбольных матчей в разных городах Советского Союза. Но это было нечасто, и всё гасилось сразу же. Выявляли зачинщиков и сурово наказывали.

- Николай Николаевич, однако, вернемся к футболу? Чем знаменательны последние сезоны в вашей спортивной карьере?

- Ничем! В 1957 году команду принял Александр Матвеевич Сурьянинов. Он пригласил большую группу молодежи из команд города и области. Их стали подпускать к основному составу. Когда, наконец, состав стабилизировался, мы оказались далеко от лидирующей группы команд. А в сезоне 1958 года я провел всего восемь игр. Травма заставила меня завершить игровую карьеру. Да, в те годы футболисты заканчивали играть в тридцать лет…

- А как складывались отношения между автозаводской и сормовской командами мастеров?

- Когда я играл, «Торпедо» и сормовские «Авангард» и «Ракета» выступали в разных зонах класса «Б». Поэтому ни симпатий, ни антипатий между нашими командами не было. У нас свой болельщик и стадион, у них свой. Хотя многие любители футбола ходили на матчи обеих команд.

- Николай Николаевич, смотрю на статистику «Торпедо» (Горький) в ваше время. В одном сезоне вы забиваете считанное количество мячей, а в другом - ходите в главных бомбардирах команды…

- Я никогда не ставил свои интересы выше командных. Играл центрфорвардом на острие атак и забивал много. А когда меня ставили на позицию инсайда, то больше боролся за мяч, чем бил по воротам.

Из недавнего разговора с футболистом горьковского «Торпедо» 50-х годов Аркадием Петровичем Афанасьевым:

- Коля Матвеев - центральный нападающий с хорошим дриблингом и ударом. Его в «Торпедо» конца 50-х годов ставили в пример молодежи. Но в 1958 году случилась беда. В матче с командой из Ленинграда мощный вратарь Зураб Шехтель упал ему на колено. И по существу поставил крест на его карьере. К сожалению, руководство «Торпедо» и автомобильного завода поступило неуважительно к человеку, которого еще недавно ставило в пример, который лучшие годы жизни отдал команде. Николая в итоге устроили на ГАЗ, в инструментально-штамповый корпус, слесарем невысокого разряда. Ему в тот период очень трудно было начинать жизнь вне футбола. Но Николай Николаевич справился, став ярким представителем рабочего класса и прожив долгую жизнь.

Григорий ГУСЕВ, архивариус нижегородского футбола

На фото. 1953 год. Горьковское «Торпедо». Николай Матвеев - третий слева.
Пресс-служба ФК "Пари НН"
Количество показов60

популярные новости

все новости

Используя данный сайт, вы даете согласие на использование файлов cookie, помогающих нам сделать его удобнее для вас.